Инфраструктура стала одним из приоритетных направлений нового политического цикла. Большая часть задач «майского указа» президента предполагает вложения в развитие тех или иных инфраструктурных отраслей. Однако, по мнению аналитиков InfraONE, резко увеличивать собственные расходы на них государство на деле не планирует и по-прежнему ждёт инвестиций из внебюджетных источников.
Вложения бюджетной системы в инфраструктуру в 2018 году, по оценкам InfraONE, застыли на уровне 2 трлн руб. в номинальном выражении и несколько сократились в реальном. Их доля в ВВП тоже стала меньше на 0,1 п. п. и составила 2,1%. По расчётам авторов обзора, несмотря на амбициозные заявления властей о значительном увеличении трат на инфраструктуру до 2024 года, в бюджете заложено лишь на 115240 млрд руб. в год больше (или примерно на 0,5 трлн руб. за три года), чем было инвестировано в 20172018 годах.
В 2019 году произойдёт перераспределение инфраструктурных трат, а статьи расходов и объёмы инвестиций существенно не изменятся. Все вложения в инфраструктуру в стране (и государственные, и частные), по оценке InfraONE, составляли в 2018 году 5,9% ВВП, или 5,7 трлн руб. Минимальная дополнительная потребность инфраструктуры, по расчётам авторов обзора, в 2020 году достигнет 3 трлн руб., а для развития отрасли и экономики в целом необходимо порядка 6,5 трлн руб. Пока заложенные в бюджет суммы в течение трёх лет не перекрывают даже минимальную потребность.
Комплексный план развития магистральной инфраструктуры лишь отчасти отвечает на вопрос, какие отрасли будут в приоритете у власти в следующие шесть лет. В него вошли только транспорт и энергетика. Но в первом случае перечислены лишь основные направления трат и мегапроекты, а во втором не определены суммы вложений. Такой «рамочный» подход к плану рискован: властям будет сложно контролировать траты и сроки, так как они изначально оставили себе широкое поле для манёвра. Аналитики InfraONE полагают, что отрасли, не вошедшие в Комплексный план, также продолжат развиваться. Вероятно, число проектов будет расти в социальной сфере и информационных технологиях. Так, первым, как правило, не нужен большой капитальный грант, но одновременно они создают хороший общественный резонанс и репутационный эффект для региональных властей. Потому ограниченные в средствах субъекты с большой вероятностью поддержат такие проекты.