Важность «зеленой» повестки точка согласия России и Запада
«Отношения между Европейским Союзом <...> и Россией переживают не самое лучшее время, есть много нерешенных вопросов, много разногласий. Но есть одна четкая (проблема, которая вызывает прим. ред.) согласие обеих сторон это то, что зеленая повестка является ключевым вектором развития как для Европы, <...> так и для России», Шиллинг Тадзио, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ).
«На Дальнем Востоке она (зеленая повестка прим. ред.) ощущается наиболее сильно. <...> Поэтому нам судьбой предписано быть в авангарде этого движения», Чекунков Алексей, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Безусловно, зеленая повестка очень важна сегодня для всех компаний, для всех стран. <...> Поэтому большинство своих активов, которые сегодня еще эксплуатируются на угле, мы переводим на газ. <...> Но при этом мы продолжаем развивать основной вид генерации, которая есть в нашей компании это гидрогенерация. <...> Группа РусГидро это вообще единственная компания в мире, которая имеет в своем портфеле генерации все виды возобновляемой энергетики, кроме атомной <...> », Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».
«Климатические изменения это реальная, серьезная проблема для всех нас. Мы не можем продолжать работать так же, как раньше», Лоcет Торе Мортен, старший вице-президент по международной геологоразведке и добыче Equinor.
Дальний Восток и Арктика открыты для сотрудничества с европейскими компаниями
«Дальний Восток это российская Азия, но это еще и Европа в центре Азии. <...> В этом есть огромный потенциал, мы все ждем с нетерпением окончания пандемии и возможности более тесной интеграции Европы и Азии не только в туристическом и социокультурном плане, но и в бизнесе, в экономике. <...> Для европейских бизнесов возможность применения здесь европейских технологий <...>, возможность продавать хороший сервис на территории Дальнего Востока в кооперации с российскими партнерами, и будучи нацеленными на самые большие быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанский региона, в этом заключается стратегическая возможность для европейского бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике», Чекунков Алексей, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Французам интересны на Дальнем Востоке (отрасли прим. ред.) это фармацевтика, энергетика, услуги для добычи полезных ископаемых, техника для дорожных работ, инфраструктурные решения для комфортной жизни людей, логистика, инжиниринг, строительство, а также производство стройматериалов. То есть мы здесь охватываем очень широкий спектр потребностей людей и края, если мы рассчитываем на очень мощное продолжение инфраструктурного и урбанистического развития. <...> Динамика очень положительная. Рассчитываем на то, что Франция также сможет внести свою лепту в развитие туристического потенциала», Шинский Павел, генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты.
«Мы специально создаем центры научных компетенций именно здесь в привязке к центрам потребления. <...> У нас есть сегмент геотермальной генерации не очень далеко отсюда это Петропавловск-Камчатский. И это еще пока такой необъятный потенциал нашего сотрудничества. В рамках технологии, в рамках оборудования его можно развивать по всему миру. Европа, безусловно, в этом тоже должна быть заинтересована. Мы ждем <...> наших коллег для того, чтобы меняться опытом, некими технологическими решениями нам тоже есть, что показать», Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».
Проблемы
Отсутствует баланс между удовлетворением растущих энергетических потребностей и экологией
«С одной стороны, необходима энергия, с другой стороны она должна быть зеленой. Население планеты увеличивается, и мы должны сделать так, чтобы не навредить природе. <...> Это серьезная проблема, с которой нам предстоит бороться вместе», Боржида Франсуа, вице-президент по России TotalEnergies.
Непредсказуемые условия снижают привлекательность Северного Морского пути
«Северный Морской путь приоритетнее, транспорт может дойти быстрее. <...> Но считается экономика. Компания транспортная <...> рассчитывает (бюджет прим. ред.) не только исходя из прямых затрат, <...> но и берет в расчет множество рисков, которые возникают в случае такой непростой логистики. Климат, регуляторика, и, зачастую, в пуле других, достаточно важным критерием является доступность связи на всем протяжении пути <...>. Если нет уверенности у владельца, что связь будет <...>, то в пуле с прочими рисками решение может быть принято в пользу более длинного, но более предсказуемого маршрута», Маликов Александр, вице-президент по развитию Orange Business Services.
Решения
Реализация проектов по минимизации углеродного следа
«Мы должны снижать выбросы на существующих энергетических установках. <...> Многие говорят о полном отказе от углеводороводов, но в ближайшее время этого не будет. <...> Мы должны те выбросы, которые остаются, нейтрализовать <...>. Мы этим занимаемся. При этом нам нужно думать и о безуглеродных технологиях. И мы создаем стимулы для того, чтобы многие переходили на новые источники энергии. <...> Мы осознаем роль природного газа в энергетическом балансе. Газ должен заменить уголь и другие виды углеводородного сырья. <...> Мы будем поставлять больше газа потребителям во всем мире. И мы будем рассчитывать на увеличение поставок СПГ из России <...>. При этом параллельно мы развиваем альтернативные технологии по производству электроэнергии», Боржида Франсуа, вице-президент по России TotalEnergies.
«Мы с Сахалином договорились и подписали соответствующее соглашение о создании водородного кластера на территории Сахалинской области. Кластер подразумевает создание производства водорода <...> для локальных и экспортных целей. <...> В наших текущих планах: к 2024-му году выйти на объем производства 30 тысяч тонн водорода в год. <...> Приглашаем к кооперации наших партнеров», Москвин Антон, Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз».
«Мы идем по этому пути (исключения углеродного следа прим. ред.) очень уверенно, наращивая генерирующие мощности возобновляемых источников энергии и постепенно снижая те генерации, которые все еще наносят вред природе. <...> В этом году мы вводим в эксплуатацию 77 гибридных станций <...> на территории Дальнего Востока и Якутии», Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».
Повышение транспортной доступности региона
«Мы объединили возможности шести спутниковых бортов над территорией России, и сейчас мы можем уже точно заявлять, что Северный Морской путь не является проблемой с точки зрения связи», Маликов Александр, вице-президент по развитию Orange Business Services.
Сближение российских и европейских стандартов по осуществлению экологических и «зеленых» проектов
«Там (в Европе прим. ред.) тоже нет единообразия, но, тем не менее, они находятся на более высокой степени проработки и в большинстве своем ориентированы на определенные принципы финансирования. <...> В России <...> единого стандарта на данный момент нет. <...> В настоящий момент таксономия отличается достаточно сильно от стандартов, которые приняты в Европе. Но за последние месяцы достаточно серьезное сближение этих критериев происходит. <...> В отходах признание того или иного проекта зеленым мы собираемся проводить на основе стандартов, <...> и он соответствует полностью методологиям, которые приняты в Европейском Союзе на основе лучших практик. <...> Сближение указанных стандартов откроет рынки не только российским компаниям в рамках финансирования зеленых облигаций внутри страны, но и позволит привлекать <...> денежные средства из-за рубежа», Буцаев Денис, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».
Переход на экологичные виды транспорта
«Люди начинают более осознанно относиться к тому, как они перемещаются. ... Это изменяет также и повестку муниципалитетов, городов, регионов. Потому что городская среда сейчас в приоритете по всему миру. Но именно Европа задала этот тренд (микромобильности прим. ред.), который сейчас распространяется по России», Гамзиков Ярослав, генеральный директор в России, Smoove.
«Сейчас активно в России развивается данный вид транспорта (канатные дороги прим. ред.). <...> Мы активно строим канатную дорогу между двумя странами из города Благовещенска в китайский город Хэйхэ. <...> Мы активно двигаемся в России, делимся технологиями производства канатного транспорта», Чудаев Антон, генеральный директор в России, РОМА S.A.S.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org