Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Бизнес-диалог «Россия – Европа»

2 сентября 2021
Бизнес-диалог «Россия – Европа»

Важность «зеленой» повестки — точка согласия России и Запада

«Отношения между Европейским Союзом <...> и Россией переживают не самое лучшее время, есть много нерешенных вопросов, много разногласий. Но есть одна четкая (проблема, которая вызывает — прим. ред.) согласие обеих сторон — это то, что „зеленая“ повестка является ключевым вектором развития как для Европы, <...> так и для России», — Шиллинг Тадзио, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ).

«На Дальнем Востоке она („зеленая“ повестка — прим. ред.) ощущается наиболее сильно. <...> Поэтому нам судьбой предписано быть в авангарде этого движения», — Чекунков Алексей, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Безусловно, зеленая повестка очень важна сегодня для всех компаний, для всех стран. <...> Поэтому большинство своих активов, которые сегодня еще эксплуатируются на угле, мы переводим на газ. <...> Но при этом мы продолжаем развивать основной вид генерации, которая есть в нашей компании — это гидрогенерация. <...> Группа „РусГидро“ — это вообще единственная компания в мире, которая имеет в своем портфеле генерации все виды возобновляемой энергетики, кроме атомной <...> », — Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».

«Климатические изменения — это реальная, серьезная проблема для всех нас. Мы не можем продолжать работать так же, как раньше», — Лоcет Торе Мортен, старший вице-президент по международной геологоразведке и добыче Equinor.

Дальний Восток и Арктика открыты для сотрудничества с европейскими компаниями

«Дальний Восток — это российская Азия, но это еще и Европа в центре Азии. <...> В этом есть огромный потенциал, мы все ждем с нетерпением окончания пандемии и возможности более тесной интеграции Европы и Азии не только в туристическом и социокультурном плане, но и в бизнесе, в экономике. <...> Для европейских бизнесов возможность применения здесь европейских технологий <...>, возможность продавать хороший сервис на территории Дальнего Востока в кооперации с российскими партнерами, и будучи нацеленными на самые большие быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанский региона, — в этом заключается стратегическая возможность для европейского бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике», — Чекунков Алексей, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Французам интересны на Дальнем Востоке (отрасли — прим. ред.) — это фармацевтика, энергетика, услуги для добычи полезных ископаемых, техника для дорожных работ, инфраструктурные решения для комфортной жизни людей, логистика, инжиниринг, строительство, а также производство стройматериалов. То есть мы здесь охватываем очень широкий спектр потребностей людей и края, если мы рассчитываем на очень мощное продолжение инфраструктурного и урбанистического развития. <...> Динамика очень положительная. Рассчитываем на то, что Франция также сможет внести свою лепту в развитие туристического потенциала», — Шинский Павел, генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты.

«Мы специально создаем центры научных компетенций именно здесь в привязке к центрам потребления. <...> У нас есть сегмент геотермальной генерации не очень далеко отсюда — это Петропавловск-Камчатский. И это еще пока такой необъятный потенциал нашего сотрудничества. В рамках технологии, в рамках оборудования его можно развивать по всему миру. Европа, безусловно, в этом тоже должна быть заинтересована. Мы ждем <...> наших коллег для того, чтобы меняться опытом, некими технологическими решениями — нам тоже есть, что показать», — Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».

Проблемы

Отсутствует баланс между удовлетворением растущих энергетических потребностей и экологией

«С одной стороны, необходима энергия, с другой стороны — она должна быть „зеленой“. Население планеты увеличивается, и мы должны сделать так, чтобы не навредить природе. <...> Это серьезная проблема, с которой нам предстоит бороться вместе», — Боржида Франсуа, вице-президент по России TotalEnergies.

Непредсказуемые условия снижают привлекательность Северного Морского пути

«Северный Морской путь приоритетнее, транспорт может дойти быстрее. <...> Но считается экономика. Компания транспортная <...> рассчитывает (бюджет — прим. ред.) не только исходя из прямых затрат, <...> но и берет в расчет множество рисков, которые возникают в случае такой непростой логистики. Климат, регуляторика, и, зачастую, в пуле других, достаточно важным критерием является доступность связи на всем протяжении пути <...>. Если нет уверенности у владельца, что связь будет <...>, то в пуле с прочими рисками решение может быть принято в пользу более длинного, но более предсказуемого маршрута», — Маликов Александр, вице-президент по развитию Orange Business Services.

Решения

Реализация проектов по минимизации углеродного следа

«Мы должны снижать выбросы на существующих энергетических установках. <...> Многие говорят о полном отказе от углеводороводов, но в ближайшее время этого не будет. <...> Мы должны те выбросы, которые остаются, нейтрализовать <...>. Мы этим занимаемся. При этом нам нужно думать и о безуглеродных технологиях. И мы создаем стимулы для того, чтобы многие переходили на новые источники энергии. <...> Мы осознаем роль природного газа в энергетическом балансе. Газ должен заменить уголь и другие виды углеводородного сырья. <...> Мы будем поставлять больше газа потребителям во всем мире. И мы будем рассчитывать на увеличение поставок СПГ из России <...>. При этом параллельно мы развиваем альтернативные технологии по производству электроэнергии», — Боржида Франсуа, вице-президент по России TotalEnergies.

«Мы с Сахалином договорились и подписали соответствующее соглашение о создании водородного кластера на территории Сахалинской области. Кластер подразумевает создание производства водорода <...> для локальных и экспортных целей. <...> В наших текущих планах: к 2024-му году выйти на объем производства 30 тысяч тонн водорода в год. <...> Приглашаем к кооперации наших партнеров», — Москвин Антон, Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз».

«Мы идем по этому пути (исключения углеродного следа — прим. ред.) очень уверенно, наращивая генерирующие мощности возобновляемых источников энергии и постепенно снижая те генерации, которые все еще наносят вред природе. <...> В этом году мы вводим в эксплуатацию 77 гибридных станций <...> на территории Дальнего Востока и Якутии», — Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».

Повышение транспортной доступности региона

«Мы объединили возможности шести спутниковых бортов над территорией России, и сейчас мы можем уже точно заявлять, что Северный Морской путь не является проблемой с точки зрения связи», — Маликов Александр, вице-президент по развитию Orange Business Services.

Сближение российских и европейских стандартов по осуществлению экологических и «зеленых» проектов

«Там (в Европе — прим. ред.) тоже нет единообразия, но, тем не менее, они находятся на более высокой степени проработки и в большинстве своем ориентированы на определенные принципы финансирования. <...> В России <...> единого стандарта на данный момент нет. <...> В настоящий момент таксономия отличается достаточно сильно от стандартов, которые приняты в Европе. Но за последние месяцы достаточно серьезное сближение этих критериев происходит. <...> В отходах признание того или иного проекта „зеленым“ мы собираемся проводить на основе стандартов, <...> и он соответствует полностью методологиям, которые приняты в Европейском Союзе на основе лучших практик. <...> Сближение указанных стандартов откроет рынки не только российским компаниям в рамках финансирования зеленых облигаций внутри страны, но и позволит привлекать <...> денежные средства из-за рубежа», — Буцаев Денис, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Переход на экологичные виды транспорта

«Люди начинают более осознанно относиться к тому, как они перемещаются. ... Это изменяет также и повестку муниципалитетов, городов, регионов. Потому что городская среда сейчас в приоритете по всему миру. Но именно Европа задала этот тренд (микромобильности — прим. ред.), который сейчас распространяется по России», — Гамзиков Ярослав, генеральный директор в России, Smoove.

«Сейчас активно в России развивается данный вид транспорта (канатные дороги — прим. ред.). <...> Мы активно строим канатную дорогу между двумя странами из города Благовещенска в китайский город Хэйхэ. <...> Мы активно двигаемся в России, делимся технологиями производства канатного транспорта», — Чудаев Антон, генеральный директор в России, РОМА S.A.S.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org