Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Бюджетная справедливость. Кому на Руси жить хорошо?

2 сентября 2021
Бюджетная справедливость. Кому на Руси жить хорошо?

Ключевые выводы

Развитие Дальнего Востока тормозит нехватка бюджетного финансирования

«Мы вынуждены реализовывать бюджет выживания, а не бюджет развития <...> Без обеспечения уровня финансирования социальных расходов главную задачу, поставленную перед нами — удержания населения — мы не решим», — Солодов Владимир, губернатор Камчатского края.

Возможен диалог по перераспределению налоговых полномочий, но налоговые льготы — более действенный инструмент

«Модель доходов будет обязательно приведена в соответствие с моделью расходов, но, скорее всего, последующим этапом. <...> Важно, чтобы так не получилось, что при отказе от каких-то решений налоговых, наоборот, не привести к выпадению дополнительных доходов», — Шамьюнов Марат, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

«Поддержу идею о том, что непаханное поле в части налоговых льгот, особенно федеральных налоговых льгот, поступающих в федеральные и местные бюджеты», — Климанов Владимир, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов».

Необходимо работать над качеством финансового менеджмента

«Необходимо не забывать работать проактивно над повышением качества финансового менеджмента, и, с одной стороны, над финансовой ответственностью за принимаемые решения, в том числе над внимательным отношением с точки зрения налоговых расходов», — Шамьюнов Марат, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Проблемы

Изношенность инфраструктуры и социальных объектов

«Ремонт социальных объектов никаким образом не учитывается <...> У нас (в крае — прим. ред.) 600 школ, мы должны школ 15-20 строить ежегодно на замену тех школ, которым 50-70 лет», — Осипов Александр, губернатор Забайкальского края.

Существующая методика выделения дотаций не учитывает особенности Дальнего Востока

«Ряд важнейших статей вообще не учитывается при дотации на выравнивание. Компенсация расходов ЖКХ — для сибирских и дальневосточных регионов это крайне важная статья, которая никак не учитывается, подготовка к зиме — также не учитывается», — Осипов Александр, губернатор Забайкальского края.

«Деформации назрели, и сейчас они выходят на первый план. Дальний Восток — это 40% территории Российской Федерации, при этом на этой территории проживают 8 миллионов человек. Это совершенно другая модель управления», — Шамьюнов Марат, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Решения:

Последовательное движение к справедливому показателю бюджетной обеспеченности, изменить подходы к выравниванию по первоочередным расходам

«То же самое жилищно-коммунальное хозяйство, подготовка к зиме — они неразрывно связаны с нашим образом жизни здесь. Может быть, где-то на юге, в Северо-Кавказском федеральном округе — это неважные статьи, и их там достаточно каким-то образом по-другому профинансировать. Для нас — это серьезные статьи, которые вызывают реальные риски в жизни людей», — Осипов Александр, губернатор Забайкальского края.

Инфраструктурное меню — способ преодоления проблем в строительстве

«Позиция Минстроя следующая — что из инфраструктурного меню, если есть проекты, мы будем даже через увеличение лимитов <...> двигать деньги, и вы это знаете, это происходит. Будут проекты — будем взыскивать деньги. Вне зависимости ни от чего», — Стасишин Никита, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Инфраструктурное меню — это шанс для наших регионов выскочить из этого замкнутого круга, о котором мы в самом начале говорили: что у нас почти сто процентов бюджета — это первоочередные расходы. Но когда мы можем понимать, что есть инфраструктурная, пусть кредитная, поддержка, которую мы привлечем <...> это колоссальные перспективы, мы с большим энтузиазмом и оптимизмом смотрим на эти программы», — Солодов Владимир, губернатор Камчатского края.

Укрупнение субсидий и большая независимость регионов в расходовании средств

«Прежде всего — укрупнение субсидий, чтобы повысить маневренность использования финансовых целевых средств. <...> В определенный период была, конечно, необходимость централизации и постоянного контроля, но сейчас желательно, чтобы на местах, — постепенно отпускать эту ситуацию, в том числе и в распоряжении финансовыми ресурсами и полномочиями», — Трунова Наталья, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org