Ключевые выводы
Развитие Дальнего Востока тормозит нехватка бюджетного финансирования
«Мы вынуждены реализовывать бюджет выживания, а не бюджет развития <...> Без обеспечения уровня финансирования социальных расходов главную задачу, поставленную перед нами удержания населения мы не решим», Солодов Владимир, губернатор Камчатского края.
Возможен диалог по перераспределению налоговых полномочий, но налоговые льготы более действенный инструмент
«Модель доходов будет обязательно приведена в соответствие с моделью расходов, но, скорее всего, последующим этапом. <...> Важно, чтобы так не получилось, что при отказе от каких-то решений налоговых, наоборот, не привести к выпадению дополнительных доходов», Шамьюнов Марат, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
«Поддержу идею о том, что непаханное поле в части налоговых льгот, особенно федеральных налоговых льгот, поступающих в федеральные и местные бюджеты», Климанов Владимир, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов».
Необходимо работать над качеством финансового менеджмента
«Необходимо не забывать работать проактивно над повышением качества финансового менеджмента, и, с одной стороны, над финансовой ответственностью за принимаемые решения, в том числе над внимательным отношением с точки зрения налоговых расходов», Шамьюнов Марат, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Проблемы
Изношенность инфраструктуры и социальных объектов
«Ремонт социальных объектов никаким образом не учитывается <...> У нас (в крае прим. ред.) 600 школ, мы должны школ 15-20 строить ежегодно на замену тех школ, которым 50-70 лет», Осипов Александр, губернатор Забайкальского края.
Существующая методика выделения дотаций не учитывает особенности Дальнего Востока
«Ряд важнейших статей вообще не учитывается при дотации на выравнивание. Компенсация расходов ЖКХ для сибирских и дальневосточных регионов это крайне важная статья, которая никак не учитывается, подготовка к зиме также не учитывается», Осипов Александр, губернатор Забайкальского края.
«Деформации назрели, и сейчас они выходят на первый план. Дальний Восток это 40% территории Российской Федерации, при этом на этой территории проживают 8 миллионов человек. Это совершенно другая модель управления», Шамьюнов Марат, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Решения:
Последовательное движение к справедливому показателю бюджетной обеспеченности, изменить подходы к выравниванию по первоочередным расходам
«То же самое жилищно-коммунальное хозяйство, подготовка к зиме они неразрывно связаны с нашим образом жизни здесь. Может быть, где-то на юге, в Северо-Кавказском федеральном округе это неважные статьи, и их там достаточно каким-то образом по-другому профинансировать. Для нас это серьезные статьи, которые вызывают реальные риски в жизни людей», Осипов Александр, губернатор Забайкальского края.
Инфраструктурное меню способ преодоления проблем в строительстве
«Позиция Минстроя следующая что из инфраструктурного меню, если есть проекты, мы будем даже через увеличение лимитов <...> двигать деньги, и вы это знаете, это происходит. Будут проекты будем взыскивать деньги. Вне зависимости ни от чего», Стасишин Никита, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
«Инфраструктурное меню это шанс для наших регионов выскочить из этого замкнутого круга, о котором мы в самом начале говорили: что у нас почти сто процентов бюджета это первоочередные расходы. Но когда мы можем понимать, что есть инфраструктурная, пусть кредитная, поддержка, которую мы привлечем <...> это колоссальные перспективы, мы с большим энтузиазмом и оптимизмом смотрим на эти программы», Солодов Владимир, губернатор Камчатского края.
Укрупнение субсидий и большая независимость регионов в расходовании средств
«Прежде всего укрупнение субсидий, чтобы повысить маневренность использования финансовых целевых средств. <...> В определенный период была, конечно, необходимость централизации и постоянного контроля, но сейчас желательно, чтобы на местах, постепенно отпускать эту ситуацию, в том числе и в распоряжении финансовыми ресурсами и полномочиями», Трунова Наталья, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org