На сайте Фонда Росконгресс и портале «Антикризисный план. Мировые практики» опубликовано исследованиеОрганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Электронная торговля в эпоху COVID-19». В нем выявлены тенденции увеличения пользования услугами электронной торговли и даны рекомендации по нормативно-правовому регулированию данной сферы.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Введение правила социальной дистанции во избежание заражения и ряда других ограничительных мер фактически приостановили традиционную розничную торговлю. В США объем продаж розничной торговли и общественного питания в период с февраля по апрель 2020 года снизился на 7,7% по сравнению с тем же периодом 2019 года. В то же время онлайн-продажи выросли на 14,8%. Аналогичные изменения наблюдаются и в других регионах, включая Китай, где доля онлайн-торговли с января по август 2020 года достигла 24,6% по сравнению с 19,4% в августе 2019 года и 17,3% в августе 2018 года.
При этом онлайн-продавцы столкнулись с теми же трудностями, что и традиционная розница, а именно с сокращением расходов потребителей на товары не первой необходимости. Кризис COVID-19 повлек за собой перенаправление спроса от мелких и специализированных магазинов к более крупным и диверсифицированным. Стала очевидной взаимодополняемость онлайн- и офлайн-каналов продаж.
Уже сейчас очевидно, что изменения в торговле, вызванные COVID-19, носят долгосрочный характер. Значительное число клиентов онлайн-магазинов останется, оценив удобство данного сервиса. Кроме того, часть клиентов станут постоянными благодаря программам лояльности. Платформами электронной торговли начали пользоваться кафе, рестораны, музеи и общественные плавательные бассейны, для внедрения системы онлайн-бронирования с целью контроля количества людей в помещениях.
В этих условиях в задачу органов власти входит поддержка электронной торговли, выгодной как для бизнеса, так и для населения: необходимо повысить доступность и безопасность онлайн-покупок.
Ограничения онлайн-покупок во многих странах связаны с социальными проблемами, а именно разрывом между городом и деревней, неравным распределением доходов и доступом к образованию, старением нации. Государственные меры должны включать информирование, инициативы по укреплению доверия, обучение взрослых в сельской местности, а также малоимущих лиц. Во время кризиса COVID-19 правительства и предприятия в нескольких странах, например, в Японии, Великобритании и США, объявили о мерах по снижению платы за доступ к Интернету для определенных групп потребителей, включая малоимущих, пожилых и молодых людей.
Правительства также должны поощрять инновационный подход и цифровую трансформацию малого и среднего бизнеса. Например, Китай, Сингапур и Бразилия активно поддерживали МСП в доступе к платформам электронной торговли с региональным или глобальным охватом. В ряде стран были также усовершенствованы системы бесконтактной доставки через посылочные автоматы, выработаны варианты замены подписи альтернативными подтверждениями доставки.
Дальнейшее успешное развитие и внедрение услуг электронной торговли потребует ряда преобразований как в социальной, так и в нормативно-правовой сфере. Среди рекомендаций ОЭСР устранение существующего цифрового неравенства между людьми путем распространения доступной и качественной широкополосной связи на сельские и отдаленные районы, поощрение пользования услугами электронной торговли представителями наиболее уязвимых слоев населения, обеспечение гибкости нормативно-правовой базы для успешного совмещения онлайн- и офлайн-деятельности, нормативная поддержка МСП, усовершенствование логистики и почтовых услуг.
Также предлагаем ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс «Электронная торговля», «Торговая политика», «Современный потребитель», «COVID-19», посвященных электронной торговле и ее нормативно-правовому регулированию.