КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Нейротехнологии имеют широкий спектр применения
«Когда мы говорим о нейроинтерфейсах и возможностях нейронаук в реальном использовании человеком, можно выделить несколько областей, в которых сейчас это имеет реальную практику. Это вещи, связанные с медициной, в основном — с реабилитационными процессами, и вещи, связанные большей частью с наукой», — Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково».
«В рамках направления нейромаркетинга считываются и интерпретируются показания мозга, считывается, куда смотрит человек и т.д. Используя все эти показатели, становится ясным, какие эмоциональные характеристики испытывает человек во время просмотра рекламы, например. Таким образом, мы можем давать советы и рассказывать, как улучшить рекламу для того, чтобы повысить конверсию этой рекламы», — Юрий Кардонов, один из лидеров Сообщества НейроНет; член Молодежного общества нейротехнологов.
Государство, фонды и частные инвесторы поддерживают проекты по развитию нейротехнологий
«Стартапы, которые работают в нашей сфере в РФ, получают поддержку и со стороны научных учреждений — например МГУ, получают финансовую поддержку со стороны Фонда «Сколково», со стороны Фонда Бортника, т.е. государство создало целую сеть организаций, которые способны провести проект через экспертизу, оценить его коммерческий потенциал», — Кирилл Каем.
«На текущий момент общая выручка стартапов от продажи их продукции, научных консультаций, реализации их интеллектуальной собственности превысила 27 млрд руб., эта цифра постоянно растет. Каждый год генерируется несколько сотен патентов, причем международных патентов, через «Сколково» сейчас проходит около 16-17% всех заявок на международную интеллектуальную собственность, которые генерируют наши стартапы», — Кирилл Каем.
«Нейротехнологии — не что-то фантастическое, а близкое к нам уже сегодня. <…> Всех призываю в эту область погружаться, развивать свои собственные навыки, знания, умения и создавать новые стартап-проекты с амбициями не меньшими, чем у Илона Маска», — Денис Гусев, директор центра нейроинформационных технологий «Иннопрактика».
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточность знаний для развития современных технологий
«Мы пока плохо понимаем когнитивные механизмы, взаимосвязи, которые существуют между нейронами. Как сигнал нейрона передается с одной точки на другую — мы понимаем, но вся сложная совокупность сетки нейронов, которая у нас на коре головного мозга расположена, увы, очень далека от понимания. Более того, в рамках нашего мышления есть связи устойчивые, неустойчивые, и все эти связи динамические и постоянно меняются», — Кирилл Каем.
«Проблема даже такого гения, как Илон Макс, в том, что <…> сам продукт настолько размыт, что сформулировать его сложно. Я даже не говорю о научных челленджах, которые проектам предстоит пройти», — Кирилл Каем.
Со стороны машин есть потенциальные угрозы
«Илон Маск совершенно уверен в том, что восстание машин грядет. Он говорит о том, что искусственный интеллект развивается столь быстро и скачкообразно, что в какой-то момент мы с вами, как человечество, пропустим эту точку, и <…> в какой-то момент проснемся, а появилось высшее существо», — Кирилл Каем.
Международное взаимодействие развито недостаточно
«Общий объем инвестиций, который компании подняли, приближается к 300 млн долларов, доля иностранных инвестиций колеблется от года к году, в среднем — около 15%. Было больше иностранных денег в 2013-2015 гг., сейчас иностранные инвесторы более осторожно относятся, исходя из формальной механики принятия решений», — Кирилл Каем.
РЕШЕНИЯ
Необходимо искать новые способы применения нейротехнологий
«Нужно значительно расширить полосу пропускания нашего общения с машиной, речь не идет об управлении автомобилем, а о широкой полосе пропускания, которая позволит интегрировать интеллект человека с машиной», — Кирилл Каем.
Способы защиты данных должны постоянно развиваться
«Поскольку мы все больше и больше живем в цифровом мире, мы учимся постепенно свои персональные данные защищать», — Кирилл Каем.
Искусственный интеллект предстоит развивать, не копируя человеческий
«На текущем понимании человеческих когнитивных процессов создать искусственный интеллект, полностью повторяющий, имитирующий человеческое мышление, невозможно. Мы с вами больше находимся в физическом мире, к осознанию себя мы приходим к определенному возрасту, и вот это постепенное формирование, выданное физическим миром, недоступно для обучения машин. Возможно, это и не нужно. Возможно, те механизмы и те правила, по которым работает искусственный интеллект, и те задачи прикладные, которые он должен решать, должны осуществляться по другому методу», — Кирилл Каем.