КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Современные университеты немыслимы без обучения детей компетенциям технологических предпринимателей
«Современный университет без функции, которая связана с трансфером знаний в технологии, немыслим. Это очень тесно смыкается с предпринимательской культурой, подготовкой. С учетом того, что сегодня университеты активно идут в школы, было бы неправильно не взаимодействовать со школьниками, не создавая условия для развития таких интересных ребят, кто хотел бы попробовать себя еще в школе, создавая возможности проявить себя и попробовать, предпринимательство это их или не их», Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
«Получить соответствующий продукт технологический, сделать и дальше продвинуть это командная работа чаще всего.... Этому надо обучать в университете и предоставлять инфраструктуру. Многое зависит от вас: мотивация ключевое слово», Владимир Васильев, ректор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО».
«В траектории развития молодого человека есть разные типы деятельности, одна из них это выучить математику, но другая попытаться решать задачи технологического фронтира и учиться менять мир на самом деле, быть уже взрослым участником технологической группы, кружка», Дмитрий Земцов, проректор по развитию, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); руководитель рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования, «Кружковое движение».
ПРОБЛЕМЫ
Система образования испытывает недостаток мотивации учащихся
«Этот диалог сложнее всего выстраивать, потому что так исторически сложилось, что в 1980-1990-е у нас слово кружок стало другой смысл иметь. Кружок это куда ты идешь поучиться чему-то дополнительно. Но кружок это на самом деле не элемент дополнительного образования. Это форма самоорганизации мотивированных ребят, которые хотят что-то делать. А то, что мы стали кружками называть систему дополнительного образования, это усложнило нам диалог с индустрией, находящейся на фронтире», Дмитрий Земцов, проректор по развитию, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); руководитель рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования, «Кружковое движение».
«Важно, чтобы закладывались такие базовые навыки и компетенции, которые полезны будут, независимо от того, куда потом этот школьник пойдет. Может быть, он даже не будет поступать в университет или пойдет совсем по другой специальности, не инженерной. Но умение мыслить нестандартно, нешаблонно, умение находить какие-то интересные решения, креативность, готовность пробовать что-то новое это те качества, которые точно очень нужны, востребованы», Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); генеральный директор, АНО «Россия страна возможностей».
«На Дальнем Востоке один человек на один квадратный километр, поэтому цена того, что делается в университетах Дальнего Востока, колоссально возрастает, потому что каждый выпускник Дальнего Востока человек, который будет там работать, его развивать. А Президентом поставлена задача опережающего экономического развития Дальнего Востока. Мы, конечно, считаем, что нужно применять все возможные механизмы мотивации молодежи», Никита Анисимов, ректор, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).
«Здесь фокусировались на словосочетании социальный лифт да как угодно можно назвать, нам нужно сделать все, чтобы появилась команда технологического прорыва. Школа тоже будет меняться, но в силу своей инертности мы вынуждены сегодня достраивать школьную среду Большими переменами, Национальными технологическими олимпиадами и всем, чем угодно», Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, Общественная палата Российской Федерации.
РЕШЕНИЯ
Нужно популяризировать профильные конкурсы и технологические задачи
«Что мы как организаторы делаем еще и берем на себя функцию амбассадора. Если вы верите в то, что, собравшись в кружок, можно решить технологическую задачу, которая изменит мир, то вы этой верой заражаете и остальных. И тогда мы с двух сторон сделаем так, что Национальная олимпиада действительно будет национальной и всеобщей», Дмитрий Земцов, проректор по развитию, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); руководитель рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования, «Кружковое движение».
«Нам сегодня нужно работать со школьниками не в логике предметов, а в логике вовлечения их в индустрии. Помочь создать среду, форматы, инструменты, где ребята просто по возрасту относящиеся к школьникам, начнут пробовать и дальше осмысленно двигаться по тому или иному пути», Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, Общественная палата Российской Федерации.
«Когда мы обсуждаем олимпиаду как возможность со школьной скамьи увидеть свое технологическое будущее и трудоустройство, это говорит, что мы прошли огромный путь за 14 лет. Если бы мы в 2007 году создали такую технологическую олимпиаду, возможно, мы опередили ли бы время, но с теми ребятами, которым сейчас 30, говорили бы на том языке, на котором говорили бы с вами. И мы прошли этот достаточно долгий путь, чтобы Национальная технологическая олимпиада не просто состоялась, а была вашей возможностью <...> реализовать себя», Никита Анисимов, ректор, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org