Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения

24 мая 2018
Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения

Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Чтобы Россия вошла в пятерку ведущих стран мира, ее экономика должна расти быстрее мировой на 6%

«Чтобы Россия осталась в числе шести ведущих стран мира, России нужно расти 3,3% ВВП, по данным РАНХиГС. А чтобы выйти на пятое место, нужно расти больше 6%», — Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ.

«Мировая экономика находится в точке, где она не была за последние 10 лет. В прошлом году она росла на 3,8%. Мы считаем, что в этом году показатель будет даже еще лучше — 3,9%», — Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ).

«Действительно, в целом мы видим, что мировая экономика растет достаточно устойчиво, успешно, под 4% темпы роста», — Антон Силуанов, первый заместитель председателя правительства РФ — министр финансов РФ.

Ключевое условие для ускорения экономического роста — увеличение инвестиций

«Чтобы обеспечить темпы роста, нужны инвестиции, нужны новые вложения. Россия как раз отстает по этим показателям от тех стран, которые имеют высокие темпы роста. Уровень инвестиций у нас чуть больше 21% ВВП. А для того, чтобы расти около 3%, нам нужно увеличить этот показатель как минимум до 25%. Это деньги тех инвесторов, которые должны создать новое качество роста», — Антон Силуанов.

ПРОБЛЕМЫ

Замедление темпов роста российской экономики

«Если ничего не делать, то есть риск, что рост может опуститься до 1%», — Максим Орешкин, министр экономического развития РФ.

Влияние международных санкций на экономику РФ

«Сейчас это влияние увеличилось до 0,5% ВВП», — Алексей Кудрин.

Снижение трудоспособного населения и нехватка кадров

«У нас от 0,5 млн до 1 млн в год сокращается численность трудоспособного населения. Нам в ближайшие годы будет не хватать специалистов самых передовых профессий», — Алексей Кудрин.

«Базовый сценарий, если посмотреть демографический прогноз, — в ближайшие шесть лет это 3,5 млн потерянных человек в трудоспособном населении. Это очень большой вызов. У нас безработица опустилась до рекордно низких уровней, у нас рост зарплат ускорился выше долгосрочно устойчивых уровней. Все это свидетельствует о том, что у нас дефицит на рынке труда будет только нарастать», — Максим Орешкин.

РЕШЕНИЯ

Развитие инструментов финансирования инфраструктуры, создание фонда инфраструктурных инвестиций

«Начиная с 2019 года мы создаем специальный фонд, который в значительных объемах на протяжении шестилетнего периода может быть порядка 3% ВВП, с тем чтобы массированно увеличивать государственные вложения в эту часть экономики, которая потом будет стимулировать частный бизнес. Этот фонд мы предлагаем создать в бюджете. Мы можем привлечь деньги с рынка, направив эти деньги на инвестиции, которые будут создавать нам дополнительные государственные активы и которые будут работать для экономики», — Антон Силуанов.

«Использование инструментов долгового финансирования исключительно для вложений в инфраструктуру в данный момент считаю абсолютно оправданным решением», — Антон Силуанов.

«Если государство занимает на текущие расходы, то это всегда путь к „разбитому корыту“. Если мы занимаем на инфраструктуру <...> главное условие — инфраструктура должна приводить к росту частных инвестиций и существенному улучшению качества жизни людей», — Максим Орешкин.

«То, что долг у нас сегодня низкий по меркам мировым — около 13% ВВП весь суверенный долг, — это как раз большой ресурс, наш запас на ближайшие годы для того, чтобы инвестировать в инфраструктуру», — Алексей Кудрин.

«Мы должны понимать, что государственные инвестиции, которые мы делаем за счет долга, дают большой эффект, мультиплицирующий в виде роста частных инвестиций», — Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка РФ.

Создание государством стабильных условий для развития экономики

«Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги. Определенная настройка произойдет. Здесь мы видим наши действия с точки зрения уменьшения тех налогов, которые негативно влияют на бизнес. Мы создаем механизм, который мог бы заинтересовать этих предпринимателей, чтобы они открылись, работали вбелую. Это большой вклад в ВВП», — Антон Силуанов.

«Административную нагрузку на бизнес нужно снизить в два раза. Каждый год в России должно появляться 1−2 млн новых предпринимателей», — Алексей Кудрин.

Развитие системы индивидуальных пенсионных накоплений

«Нам нужно вернуть пенсионные накопления в систему. Это нужно для двух целей: для обеспечения достойной пенсии пенсионерам и для того, чтобы у нас были „длинные деньги“», — Эльвира Набиуллина.

«Одна из ключевых историй — это повышение нормы сбережений населения. Для этого нужно формировать механизмы долгосрочных сбережений. Если у нас в стране за ближайшие 6 лет не появится мощная <...> накопительная пенсионная система, система страхования жизни, то говорить о том, что инвестиции могут существенно вырасти, конечно же, не приходится», — Максим Орешкин.

«Нам надо развивать накопительную систему для обеспечения достойной пенсии, речь идет о добровольном индивидуальном пенсионном капитале <...>. Такой институт должен быть создан, этот институт должен быть направлен на дополнительное увеличение пенсионного обеспечения», — Антон Силуанов.

Увеличение несырьевого экспорта

«Надо удвоить несырьевой экспорт как минимум к 2024 году. Удвоить количество российских компаний, выходящих на мировой рынок. Должна быть „зеленая дорога“, поддержка, разные формы стимулирования поддержки экспорта. Увеличение экспорта — это самый главный, комплексный показатель эффективности экономики», — Алексей Кудрин.

Увеличение государственных расходов на здравоохранение и образование

«Изменение структуры расходов в целой отрасли является одним из важных шагов к повышению эффективности расходов этой системы в целом и повышению результативности», — Алексей Кудрин.

Подробнее — на сайте информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс.