На рассмотрение
Правительства России направлен интегрированный план развития Севморпути до 2035
года, который включает в себя как развитие инфраструктуры, так и строительство
новых ледоколов, запуск космических спутников, совершенствование систем
безопасности и обновление метеорологических технологий.
В Петропавловске-Камчатском состоялась выездная
сессия ВЭФ на тему «Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому
пути». Организаторами сессии выступили Министерство Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и
Арктики (КРДВ), Госкорпорация «Росатом», Камчатский край и Фонд Росконгресс. В
ходе мероприятия обсудили вопросы интенсификации грузопотока
по Севморпути, а также равномерное распределение нагрузки на транспортный
коридор. Модератором выездной сессии выступил руководитель практики инфраструктурного
и проектного финансирования, управляющий партнер компании «Технологии доверия»
Михаил Баженов.
Мероприятие открыло выступление губернатора
Камчатского края Владимира Солодова,
который отметил, что развитие Северного морского пути является ключевой темой
для Камчатки: «Стратегическая цель
сделать Северный морской путь глобальной транспортной артерией, ведь это
подтверждено цифрами. Это самый короткий, быстрый и экономически обоснованный
путь. А Камчатка это естественные, логичные ворота нового стратегического
транспортного коридора».
Вместе с тем было отмечено, что развитие Северного
морского пути и его переход от экспериментальной к регулярной работе зависит от
слаженности в части развития инфраструктуры, строительства новых судов, обеспечения
системы безопасности и совершенствования технологических решений.
Первый заместитель Министра Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед
Гусейнов подчеркнул, что работа по синхронизации уже запущена.
Минвостокразвития России подготовило и внесло на рассмотрение Правительства РФ
консолидированный план, включающий все мероприятия по обеспечению запуска
круглогодичной работы нового транспортного коридора. По его словам, в план
развития заложены обязательства как со стороны грузоотправителей, которые
гарантируют объемы, так и со стороны государства о создании необходимой
инфраструктуры.
«На
сегодняшний день, согласно плану, собрана перспективная грузовая база: к 2024
году она составит 90 млн тонн, а к 2030 году более 200 млн тонн. По проектам,
формирующим эту грузовую базу, предполагаются инвестиции в объеме более 15,6
трлн рублей, причем создаваемая валовая добавленная стоимость 28 трлн рублей,
а налоговые поступления до 2035 года должны составить более 16 трлн рублей, рассказал Гаджимагомед
Гусейнов. Отдельный раздел плана
посвящен развитию ледокольного флота и связывает возможности верфей, заказ и
будущие объемы: согласно документу, будет построено не менее 8 ледоколов, причем
2 ледокола уже выпущены, а третий будет готов к концу текущего года. Кроме
того, это и развитие безопасности на трассах СМП, и рост спутниковой
группировки, усиление метеорологического прогнозирования и так далее». Он
также отметил, что после ВЭФ, к октябрю, в соответствии с планом, будет подготовлена
дорожная карта с ключевыми событиями и контрольными точками.
В ходе сессии представители госкорпораций и
бизнеса рассказали о своем опыте проведения экспериментальных рейсов, а также
представили собственные технологические мощности и результаты, которых удалось
достичь.
Заместитель председателя государственной комиссии
по вопросам развития Арктики, специальный представитель Госкорпорации «Росатом»
Владимир Панов отметил: «Дальний Восток и центр России это
неразрывные понятия и слова, которые мы, как правило, произносим вместе. А
единство это, в частности, и слаженность работы транспортных потоков. Если
говорить о наземной транспортной инфраструктуре, то БАМ и Транссиб это
единственный путь, соединяющий запад и восток России. Дополнить его может
только Северный морской путь. В сегодняшней геополитической реальности этот
путь звучит!»
По его словам, за 2021 год компании удалось обеспечить
перевозку по Северному морскому пути 34,9 млн тонн, что на 2 млн тонн больше,
чем годом ранее. В текущем году, несмотря на внешнеполитическую ситуацию,
наблюдается рост в 5% в сравнении с аналогичным периодом за первое полугодие
прошлого года. Стоимость перевезенных грузов составила 1,6 трлн рублей.
Транзитные грузы превысили объем в 2 млн тонн. Он подчеркнул, что все эти цифры
являются рекордными: «Если в 2020 и 2021
году сверхранние и сверхпоздние рейсы по Севморпути мы называли
экспериментальными, то сейчас мы говорим о том, что это будет регулярная
круглогодичная навигация. Она должна перейти в рутинный характер».
Представители компаний «НОВАТЭК», «Совкомфлот» рассказали
о возможностях флота, которые удалось раскрыть по результатам экспериментальной
эксплуатации. В частности, суда-газовозы проекта «Ямал СПГ» показали более
высокую ледопроходимость в сравнении со спецификационными требованиями, а
скорость движения новых газовозов, строящихся для проекта «Арктик СПГ-2», еще
выше за счет улучшенных ледокольных характеристик. Также в ходе
экспериментальных рейсов выработана стратегия по эффективному ледокольному
сопровождению. На сегодняшний день удалось актуализировать правила плавания по
Северному морскому пути и расширить период навигации с 5 до 8 месяцев. Кроме
того, к 2023 году планируется построить на Камчатке плавучую базу для перевалки
газа. Это позволит сократить длительность рейса и, соответственно, повысить
оборачиваемость газовозного флота. Аналогичный проект планируется реализовать и
в Мурманском порту.
Директор департамента образовательной и
научно-технической деятельности МЧС России Александр
Бондар представил планы по обеспечению безопасности всего Северного
морского пути. Для этого предлагается создать комплексные аварийно-спасательные
центры, включающие подразделения центров управления в кризисных ситуациях,
арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья МЧС
России. «Чтобы обеспечить 100%-е покрытие
Северного морского пути, надо разместить авиационные звенья МЧС России в семи
точках планируемых четырех центрах в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне, а
также в существующих центрах в Архангельске, Мурманске и Анадыре с
использованием плеча ледокольного флота. Вертолетные площадки сегодня
закладывают во всех новых проектах судов», рассказал он.
В ходе мероприятия выступили также представители
Росгидромета, ФГУП «Гидрографическое предприятие» и МГУ, которые рассказали о
совершенствовании прогнозирования, развитии гидрографической инфраструктуры и
экологическом мониторинге.
«Все
представленные предложения легли в основу плана развития СМП до 2035 года. Но
стоит усилить фокус на вопросах экологического мониторинга предлагаю уделить
этим вопросам особое внимание в рамках Восточного экономического форума»,
резюмировал мероприятие первый заместитель Министра Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед
Гусейнов.
Результаты обсуждения и выводы, сделанные в ходе
работы выездной сессии ВЭФ (запись трансляции доступна по ссылке: https://vk.com/video-211047666_456239032), будут рекомендованы для формирования программы Форума.
VII Восточный экономический форум состоится 58 сентября 2022 года во Владивостоке, на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Организатор Фонд Росконгресс. Регистрация представителей СМИ на ВЭФ-2022 открыта на официальном сайте.
Все оперативные новости о подготовке ВЭФ-2022
в официальных соцсетях Форума.
Telegram: t.me/roscongress