Подготовлено ВШОУЗ по материалам Центра охраны здоровья Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins Center for Health Security) Балтимор, Мэриленд, 2021 1.
Пандемия COVID-19 показала, что дезинформация (умышленно созданная и распространяемая ложная или вводящая в заблуждение информация) и непреднамеренное распространение ошибочной информации, а также противоречивые сведения и недостаточный объем экспертной информации опасны во время кризиса. Это ведет к большему числу случаев заражений, смертей и дезорганизации усилий по борьбе с эпидемией. К сожалению, простых решений проблемы дезинформации о здоровье нет. Появление новых коммуникационных платформ и технологий, например, социальных сетей и мобильных телефонов, которые соединяют группы людей, часто имеющих сходные мнения и культурные убеждения, усугубило и усложнило эту проблему. Кроме того, традиционные средства массовой информации изменились и зачастую не имеют достаточной мотивации для беспристрастного предоставления информации. Дезинформация, как правило, представляется в виде тонкой смеси полуправды, искаженных истин и мнений. Это делает ее выявление и борьбу с ней особенно сложной, особенно, если источниками являются лидеры определенного Интернет-сообщества.
Для обеспечения эффективного реагирования на пандемию COVID-19 и подготовки к возможным в будущем чрезвычайным ситуациям необходимо создание национальной стратегии. Ученые из Центра охраны здоровья Университета Джона Хопкинса считают, что дезинформация о здоровье человека представляет угрозу национальной безопасности США. Они разработали основные принципы, которые должны лечь в основу национальной стратегии борьбы с ней. Этот материал представляет несомненный интерес и для других стран.
ПРИНЦИП № 1:
Бороться с ложным и опасным для здоровья людей материалами, а также с источниками их распространения.
Для этого необходимо создать межведомственную систему реагирования в области национальной безопасности, которая будет уделять приоритетное внимание управлению дезинформацией в области общественного здравоохранения как из внутренних, так и зарубежных источников. Например, национальную комиссию, которая будет предоставлять нейтральные научно-обоснованные рекомендации в целях улучшения информационной среды в здравоохранении, а также обеспечит идентификацию и контроль источников ложной информации. Необходимо поощрять активное, прозрачное вмешательство со стороны социальных сетей и новостных ресурсов в целях выявления, удаления, контроля за распространением и ограничения источников дезинформации.
Например, политика Twitter по борьбе с ошибочной информацией о COVID-19 сосредоточена на том, чтобы не позволять пользователям распространять информацию о болезни, которая может причинить вред. Нарушение этой политики приводит к удалению твита или сопровождению его дополнительной пометкой, а также к постоянной блокировке действия учетной записи пользователя. Политика Facebook фокусируется на создании трудностей для работы людей, распространяющих ошибочную информацию, ограничивая им (хотя и не делая полностью невозможным) возможность покупки рекламного пространства. Сеть также использует машинное сканирование мошеннических правопритязаний и работает над выявлением фейковых аккаунтов.
ПРИНЦИП № 2:
Поощрять и обеспечивать широкое присутствие и распространение экспертной, научно-обоснованной информации.
Для этого необходимо уделять приоритетное внимание информированию о рисках для общественного здоровья на федеральном, региональном и местном уровнях, обучая и распространять информацию по конкретным новостным сообщениям. Важно усилить координацию между экспертами и источниками общественной информации, включая платформы социальных сетей и СМИ. Одна и та же информация должна распространяться по нескольким каналам. Ученые и исследователи должны работать над тем, чтобы оперативно информировать о результатах научной работы, а также участвовать в исследованиях, которые помогут найти более эффективные коммуникационные практики, позволяющие предоставлять доступную и точную информацию общественности.
Для реализации масштабных мероприятий необходимы дополнительные ресурсы. Например, недавно Совет по рекламе запустил кампанию стоимостью 50 миллионов долларов, направленную на увеличение потребления вакцины. Подобные рекламные кампании в области общественного здоровья были успешны и раньше. Например, кампания «Советы от бывших курильщиков» стоимостью 55 миллионов долларов привела к тому, что около 1,64 миллионов курильщиков попытались бросить курить.
ПРИНЦИП № 3:
Повышение устойчивости общества к ложной информации и дезинформации.
Необходимо с помощью различных средств защищать и поощрять грамотность в области общественного здоровья и использования цифровых технологий. Например, вовлекать в этот процесс школы, общественные организации, социальные сети, средства массовой информации и другие ресурсы, чтобы помочь потребителям выбрать ответственные источники информации, а также повысить их осведомленность о тактиках и подходах дезинформаторов. Необходимо контролировать сомнительный контент путем развития надежной инфраструктуры по проверке фактов. Разработать для этого специальные принципы и руководящие документы, обучить методике проверки фактов.
Традиционные подходы к борьбе с дезинформацией, как правило, сосредоточены на противодействии с помощью фактически правдивых заявлений. Этот подход может быть сопряжен с некоторыми трудностями, особенно во время пандемии нового патогена, когда многое еще неизвестно. Поэтому в этих случаях необходима надежная инфраструктура проверки фактов. Такие организации как Международная сеть по проверке фактов работают над развитием этой отрасли, предоставляют учебные ресурсы и устанавливают руководящие принципы контроля информации во всем мире.
ПРИНЦИП № 4:
Обеспечение общегосударственного реагирования на основе межсекторального и межведомственного сотрудничества.
Обеспечить межсекторальное сотрудничество в разработке национальной стратегии борьбы с дезинформацией в области общественного здоровья путем планирования мер с участием социальных сетей, средств массовой информации, правительства, сотрудников национальной безопасности, работников здравоохранения, ученых, общественности и других заинтересованных лиц. Усилить координацию между различными государственными ведомствами и провести анализ их усилий и обязанностей в части управления ложной информацией и дезинформацией относительно здоровья населения. К этой работе ученые предлагают привлечь ключевые ведомства США Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство внутренней безопасности, а также разведывательные агентства, такие как Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Центральное разведывательное управление.
1Тара Кирк Сэлл (Tara Kirk Sell, PhD, MA Senior Scholar, Johns Hopkins Center for Health Security), Дивья Хосангади (Divya Hosangadi, MSPH Senior Analyst, Johns Hopkins Center for Health Security), Элизабет Смит (Elizabeth Smith, MSPH Graduate Research Assistant, Johns Hopkins Center for Health Security), Марк Троточод (Marc Trotochaud, MSPH Analyst, Johns Hopkins Center for Health Security), Прартана Вазудеван (Prarthana Vasudevan, MS, MSPH Communications Officer, Johns Hopkins Center for Health Security),Гики Квик Гронвал (Gigi Kwik Gronvall, PhD Senior Scholar, Johns Hopkins Center for Health Security), Йонайра Ривера (Yonaira Rivera, PhD Assistant Professor, School of Communication & Information, Rutgers University New Brunswick)
Дженнет Саттон (Jeannette Sutton, PhD Associate Professor, College of Emergency Preparedness, Homeland Security, and Cybersecurity, University at Albany, SUNY), Алекс Руиз (Alex Ruiz, MS, CISSP Founder, Phaedrus Engineering Senior Fellow, The Atlantic Council), Анита Сисеро (Anita Cicero, JD Deputy Director, Johns Hopkins Center for Health Security)