Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Эффективность коммуникаций во время эпидемий

Экспертное мнение
5 марта 2021

Обращаем ваше внимание: публикации являются информационными материалами и не могут быть использованы в качестве рекомендации к самолечению.

Пользовательское соглашение

В № 1 журнала Health Security («Охрана здоровья») за 2021 год опубликована статья коллектива американских и швейцарских ученых*, посвященная пониманию инфодемии и реагирования на нее во время чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Перевод и редакция подготовлены Высшей школой организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ).

Во время эпидемий и вспышек люди больше обычного нуждаются в точной информации, чтобы выработать оптимальные нормы поведения и защитить себя, свои семьи и окружающих от инфекции и ее последствий вплоть до смерти. При этом, когда информации слишком много, сложно отличать ложные сведения от достоверных. Это особенно проявилось во время продолжающейся пандемии коронавирусной болезни COVID-19.

Для определения понятия ложной информации Всемирная организация здравоохранения ввела специальный термин «инфодемия» (информация + эпидемия), подразумевая под этим быстрое и крупномасштабное распространение медицинской дезинформации через средства массовой информации и другие информационные каналы. Этот особый вид информации по воздействию сопоставим с мировой войной и бороться с ним крайне сложно. А борьба с ним — новая задача.

Глобальный масштаб и быстрое распространение инфодемии COVID-19 позволяют найти новые инструменты, которые обеспечивают готовность реагировать и управлять информационной экосистемой. Наряду с тактикой медицинского просвещения, социальной мобилизации и общественного информирования, способствовавшей искоренению оспы более 40 лет назад, появилась и тактика распространения ложной информации. Дезинформация становится все более изощренной и эмоциональной, трудно отслеживаемой, а кроме того, она может подорвать общественное доверие к органам здравоохранения, больницам и поликлиникам. В сочетании с недоверием к официальным источникам, как отмечают ученые, она особенно токсична, так как приводит к отказу людей от медицинских процедур. Яркий пример — отказ от вакцинации от полиомиелита, пренебрежение медицинскими рекомендациями или попытки пробовать недоказанные и опасные методы лечения, например прием метанола для предотвращения COVID-19. Кроме того, дезинформация и неточные данные могут использоваться для разжигания социальной и политической нестабильности.

Информация, дезинформация и общественное здравоохранение тесно связаны, поэтому стратегия реагирования на чрезвычайные ситуации должна изменяться одновременно с изменением мира, подчеркивается в статье. ВОЗ разработала список из 50 мер по борьбе с инфодемией COVID-19. При подготовке первой Глобальной инфодемиологической конференции летом 2020 года организаторы расширили понятие инфодемиологии — науки о распространении информации в электронной среде. Организаторы считают, что важно понимать информационную экосистему офлайн-онлайн, влияние инфодемии на поведение в отношении здоровья, а также достижение самоэффективности и устойчивости к инфодемии у отдельных людей и различных сообществ в качестве критических составляющих инфодемиологии.

После конференции в пяти академических журналах появились публикации, связанные с различными компонентами инфодемии и ее управлением во время чрезвычайных ситуаций. Статья в журнале «Охрана здоровья» (Health Security) содержит практический и научно-обоснованный анализ недостоверной информации во время эпидемий, характеристики успешных онлайн-сообщений, дезинформации и эпидемий в контексте биологических войн, влияние различных источников новостей на восприятие риска, а также использование общественного мнения и обратной связи для реагирования на фейковую информацию. Комментарии в статье сосредоточены на пандемии COVID-19, сообщениях о рисках, научной осведомленности и подходах к обмену сообщениями в соцсетях.

Наличие ложной информации во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения никогда не будет искоренено полностью, считают авторы статьи, однако понимание проблемы, совершенствование подходов к ее решению и приверженность к решению проблемы инфодемии могут помочь органам власти и политикам уменьшить ее распространение и воздействие.


* Тара Кирк Селл — кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Дивья Хосангади — магистр общественного здравоохранения, старший аналитик, Марк Тротошо — магистр общественного здравоохранения, аналитик, и др. Авторы работают в центре Джонса Хопкинса по безопасности здравоохранения в Балтиморе, штат Мэриленд.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
4 июня 2020
Симуляционные тренинги и локдаун: что еще помогло австрийской Штирии выстоять в пандемии.
Заведующий кафедрой общей диагностической радиологии Медицинского университета Граца, клинический профессор радиологии Райнер Риенмюллер рассказал о том, с какими трудностями столкнулась Австрия в борьбе с коронавирусом.
Исследования
30 октября 2020
Влияние пандемии COVID-19 на устойчивость российской банковской системы
Национальное Рейтинговое Агентство подготовило исследование на тему влияния пандемии COVID-19 на банковскую систему — ее стабильность, возможности реструктуризации, качество кредитных портфелей и процессы создания резервов.
Экспертное мнение
3 июня 2020
«Широкое распространение интернета способствует безопасности страны»

В 2011 году Эрик Шмидт — один из самых авторитетных людей в ИТ-индустрии, занимавший в тот момент пост председателя совета директоров Google, рассказал на сессии Петербургского международного экономического форума о том, что такое «Мир глазами Google». Его высказывания оказались удивительно пророческими, особенно сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции и самоизоляции.


Статьи
28 апреля 2020
Как меняется потребительский рынок в связи с пандемией коронавируса COVID-19 Выпуск 1: точка отсчета

Еженедельный краткий обзор настроений потребителей в контексте пандемии COVID-19 основан на данных совместных исследований BCG и компании Dynata, партнера BCG в области кодирования и выборки данных. Исследования ставят целью выявить особенности восприятия, отношения и поведения потребителей, а также то, как меняются их траты по мере развития ситуации. В данном кратком отчете представлены выводы исследований, проведенных на рынке США с 6 по 9 марта, то есть еще до нескольких важных событий, связанных с COVID-19, включая ограничения, наложенные американским правительством на авиаперелеты из Европы, Великобритании и Ирландии в США, и приостановку большинства крупных спортивных матчей (включая НБА, НХЛ, МЛБ, МЛС и матчи футбольной сборной США). В следующем кратком отчете будет рассмотрено, как изменились настроения потребителей в результате этих событий, а также проведено сравнение данных США с данными по Великобритании, Италии и Франции. В дальнейшем сравнение также будет проведено с Китаем.