Специалист в области молекулярной биологии, профессор Сколковского института науки и технологий, профессор Ратгерского университета, заведующий лабораториями в Институте молекулярной генетики РАН и Институте биологии гена РАН Константин Северинов дал интервью итальянской деловой газете Il Sole 24 Ore, в котором рассказал об основных российских вакцинах, зарегистрированных или доступных для населения в России. Материал был подготовлен при содействии регионального партнера Фонда Росконгресс в Италии Ассоциации «Познаём Евразию».
Основные российские вакцины, зарегистрированные или доступные для населения
Первая и самая известная это векторная вакцина на основе аденовируса Sputnik V. Во многих отношениях она аналогична продукту AstraZeneca Оксфордского университета, применяемому в Великобритании и некоторых других странах. Вакцина основана на созданном с помощью генной инженерии вирусе для возможности ввода S-белка коронавируса, его знаменитой короны, в человеческий организм. Спутник теперь доступен для массового применения в России. Ее начали применять с начала декабря. До этого вакцина была доступна в основном людям определенных категорий, таким как медики, учителя, военные и т.д. Она экспортируется в несколько стран, в первую очередь в Аргентину. Вакцина не одобрена для лиц младше 18 лет, но не имеет других возрастных ограничений.
Вторая вакцина, EpiVacCorona, производится в Новосибирске на предприятии «Вектор» и немного похожа на вакцину «Новавакс», разработанную при поддержке Национального института здравоохранения США, которая в настоящее время проходит третью фазу клинических испытаний. В этой вакцине для иммунизации используется фрагмент S-белка. В отличие от аденовирусных вакцин, при иммунизации EpiVacCorona в организм человека не вводится чужеродный генетический материал. Вместо этого во время вакцинации вводятся химически синтезированные фрагменты S-белка коронавируса, размещенные на белке-носителе, обычном белке в нашей крови.
Новосибирская вакцина прошла клинические испытания, результаты их не публиковались. В отличие от этого результаты клинических испытаний Sputnik были опубликованы в The Lancet и показали, что вакцина эффективна и безопасна. Однако, в конце декабря правительство объявило, что испытания EpiVacCorona прошли успешно.
Третья вакцина, которая только что была зарегистрирована и должна пройти клинические испытания, была разработана известным центром вакцинологии имени Михаила Чумакова, ученого, который в конце 50-х годов первым представил миру вакцину от полиомиелита. Вакцина была разработана в США Альбертом Сабином, но впервые была представленав России. Центр Чумакова имеет большой опыт и сертификацию ВОЗ по производству нескольких вакцин. Они разрабатывают так называемую инактивированную («убитую вакцину»). По сути, они готовят коронавирус, выращивая его в человеческих клетках в лаборатории. Затем вирус уничтожается с помощью химической обработки, в результате чего вирусные частицы теряют свои инфекционные свойства, но сохраняют иммунологические свойства, то есть они все еще могут вызывать иммунный ответ нашего организма. Аналогичная вакцина была разработана в Китае, она называется Sinovac, началось ее производство, но ее эффективность в Бразилии оказалась значительно низкой. Таким образом, у России есть три вакцины: аденовирусная вакцина, белковая вакцина из Новосибирска и «убитая вакцина» из Центра Чумакова. То есть, это почти весь спектр типов вакцин, за исключением РНК-вакцин, какими являются вакцины Moderna и Pfizer. Данные вакцины производятся в США и являются наиболее технологически продвинутыми.
Поддержка и финансирование со стороны правительства России
Российский фонд прямых инвестиций, государственное агентство, сыграл существенную роль в финансировании разработки Спутника. Все остальные центры получили прямое финансирование на основании законов о чрезвычайных ситуациях.
Значение буквы «V» в названии спутника
Я не знаю, это может означать «Победа» или что-то другое. Это маркетинг.
Как ответить на критику Запада по поводу скорости, с которой был протестирован Спутник, и сомнения в его эффективности
Что касается скорости разработки, в конечном итоге Sputnik или другие российские вакцины были разработаны не ранее, чем вакцины AstraZeneca, США или Китая. Все шли бок о бок. Россия зарегистрировала вакцину до того, как клинические испытания были завершены, поскольку регистрация была необходима для производства той самой вакцины, которая использовалась на поздних стадиях клинических испытаний. Регистрация была необходима для того, чтобы после успешных испытаний немедленно начать применение.
В США все было иначе, все клинические испытания финансировались государством. И по мере того, как клинические испытания разворачивались, уже шло производство вакцины, с надеждой, что испытания пройдут успешно. Когда независимый орган, FDA, действительно признал испытания успешными, у производителей уже была вакцина, которую можно было применять. На риск шло государство, а не производители. Если бы клинические испытания в США не увенчались успехом, производители не потеряли бы деньги: государство взяло бы на себя расходы.
В России поступили наоборот. Но, по сути, ни одна из имеющихся вакцин, если полагаться на прежние стандарты, не была протестирована достаточно. Предпринимаются попытки выяснить, какая из них менее изучена. Но правда в том, что они являются одинаково безопасными и одинаково эффективными. Так что, если отбросить политику, нет оснований полагать, что российская вакцина хуже других.
Беспокойство по поводу долгосрочных побочных эффектов вакцин
Из-за быстроты разработки вакцины невозможно сделать однозначный вывод о том, какие эффекты они могут иметь в долгосрочной перспективе. И это касается любой корнавирусной вакцины. Обычно проводятся пострегистрационные испытания, которые отслеживают действие вакцины в течение длительного времени и определяют последствия ее использования. Однако с коронавирусом угроза заражения инфекцией и смерти от нее представляет собой более реальную и актуальную опасность. Именно это сейчас происходит вокруг нас. И я даже не говорю об экономических последствиях. В конце концов, каждый человек должен будет сам принять решение о вакцинации. Никто никого не заставляет делать прививки, верно? По крайней мере, пока.
Ход вакцинации в России
Вакцинация добровольна, хотя я не могу утверждать того же в отношении военнослужащих. Людям это нравится. В Москве ход вакцинами кажется хорошо организованным. Но Москва относится к остальной России, как Нью-Йорк к остальным Соединенным Штатам. Правительство Москвы поручило проведение клинических испытаний, которые были необходимы, так сказать, для запуска Спутника в полет. В результате они получили права на очень большое количество доз вакцины, которые сейчас в Москве выдаются бесплатно, без каких-либо ограничений, кроме медицинских показаний. Это поистине уникальный и удачный опыт. Например, в Израиле вы можете пройти вакцинацию только в том случае, если вы гражданин Израиля, и я думаю, что вам должно быть больше 50 лет, в Соединенных Штатах вы также должны быть пожилого возраста или иметь определенную профессию. А вот в Москве сделать прививку могут все желающие старше 18 лет бесплатно. Некоторые граждане России, живущие в Европе, сейчас едут в Москву, чтобы сделать прививку, потому что они вряд ли в ближайшее время смогут сделать ее в стране, где живут.
Но это не относится к провинции, где количество доступных вакцин намного меньше. Так что в остальной части России, я думаю, вакцинация проводится по категориям, сначала врачи, а затем другие категории, например, учителя и т. д.
Отношение россиян к вакцине: доверие и страх
В Москве спрос на вакцину явно растет. В остальных частях России дела обстоят так же плохо, как например во Франции, в которой ситуация с готовностью населения вакцинироваться хуже, чем в других странах Европы. Так что в целом предстоит тяжелая борьба, основанная на отношении людей к политикам и фармацевтической промышленности.
Производство в ногу со спросом
Пока налаженного производства нет. Спутник стал доступен в начале декабря, и поначалу его не хватало. Вакцина отпускается во флаконах с пятью дозами, и людям иногда приходилось ждать по несколько часов, пока на вакцинацию не собирались пять человек. Сейчас люди в Москве записываются на вакцинацию в электронном виде с ожиданием около месяца, а это означает, что спрос явно растет. Пока о дефиците речи не было, поэтому я думаю, что спрос удовлетворен. С другой стороны опять же из-за того, что страна такая большая количество доз, поступающих в провинции, намного меньше, чем должно быть. Это может быть связано с логистикой или ограничениями производства.
Беспокойство в связи с появлением новых штаммов вируса.
Новые штаммы вируса будут появляться всегда. Это естественно. Они развиваются среди инфицированных людей, и сейчас условия благоприятствуют появлению вирусов, которые более заразны, чем исходная китайская версия. Эти новые варианты могут снизить эффективность вакцины, но пока это не вызывает беспокойства.
О геополитическом распределении вакцин.
Очевидно, что идет война за вакцины, что ужасно, потому что речь идет о человеческих жизнях. Людей, нуждающихся в вакцинации, больше, чем вакцин. Получение доступа к чему-то ограниченному и потенциально прибыльному неизбежно ведет к активации политики.
Влияние пандемии на Россию
Если вы посмотрите на количество инфицированных людей, в России их более трех миллионов. Россия занимает четвертое место после США, Бразилии и Индии и близка к цифрам в Великобритании. Официальное число смертей в стране составляет около 70 тыс. человек. Проблема в том, что эти цифры могут быть занижены. Сравнивая смертность в 2020 и 2019 году, можно предположить, что реальная статистика примерно в 4 раза выше официальной.
Это очень серьезный вопрос. Я был в Вероне, например, в октябре прошлого года, и город был почти полностью закрыт. С июня в России не было строгих условий карантина и ограничений и всеобщей изоляции. Все шло своим чередом. Я имею в виду, что люди носили маски на улице и в общественных местах, но никто бы не оштрафовал вас на 500 евро, если вы без маски. Официальные цифры, вероятно, занижены, потому что политики хотят показать, что в России дела обстоят лучше, чем в других странах. Но это может обернуться тем, что меньше людей согласятся на вакцинацию. Как и в США, многие не считают пандемию настоящей проблемой. Они думают, что это просто грипп или что вируса нет вообще.
Есть ли свет в конце тоннеля
Научное сообщество было неподготовлено, еще год назад никто не мог предположить, с чем нам предстоит столкнуться. С другой стороны, я думаю, что это был год науки, особенно биологических наук. Мы смогли очень быстро среагировать. Я говорю об ученых, разрабатывающих диагностические средства и вакцины, и о производителях, применяющих их на практике. Удивительно, что Россия смогла так быстро разработать три разные вакцины, учитывая, что биология является наиболее развитой отраслью науки в этой стране.
Какой выход из ситуации? Люди заболевают каждый день. В конечном итоге это позволит достичь коллективного иммунитета. Мы еще далеки от этого, в Европе инфицировано только около 10% населения. Если не остановить этот процесс, число потерянных жизней будет огромным. Процесс вакцинации только начинает разворачиваться, и в настоящее время протекает намного медленнее, чем распространяется инфекция. Баланс между этими двумя процессами позволит нам стабилизировать кризис.