Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Декарбонизация энергетики: с максимума до нуля

Исследования
14 декабря 2020

Эксперты Accenture провели масштабное исследование перспектив достижения целей, поставленных в Парижском соглашении по климату, выделив роль энергетического сектора в их достижении.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Трансформация энергосистемы, в основе которой лежит использование ископаемого топлива, в устойчивую и декарбонизированную систему является одной из главных задач человечества.

Парижское соглашение 2015 года, в котором была поставлена цель — удержать темпы повышения средней температуры на Земле к 2050 году на уровне ниже 2°C (3,6F) от доиндустриального, является ключевым элементом международной повестки дня современности. Климатический риск рассматривается как один из наиболее критических с точки зрения существования нашей цивилизации в долгосрочном периоде. Для достижения этой цели более 800 компаний запустили амбициозные программы по сокращению выбросов парниковых газов, в первую очередь диоксида углерода (CO2), в атмосферу. Цель состоит в том, чтобы к 2050 году свести выбросы к нулю.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-sokhranyaya-energeticheskie-svyazi-v-nestabilnom-mire/search/#00:53:28.959

Достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов уже к 2050 году представляется мало реальным, но сокращение на 80% вполне возможно.

С точки зрения декарбонизации ключевой отраслью, в которой должны быть сосредоточены усилия, является нефтегазовая. Анализ, проведенный Accenture в 2020 году, показал, что глобальные объемы выбросов CO2, связанные с энергетикой, составили 40 гигатонн. Почти две трети этого объема приходятся на нефтегазовый сектор — выбросы, связанные с извлечением, подготовкой, транспортировкой и переработкой, либо, что еще важнее, в точке потребления, когда углеводороды используются для других целей. Для нефтегазовых компаний крайне необходимо ограничить не только 20% выбросов, связанных с их непосредственной деятельностью, но и те 80%, которые находятся вне зоны их влияния.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-partnerstvo-rossiya-es-vozmozhnosti-dlya-obespecheniya-ekologicheskoy-transformatsii-energeticheskog/search/#00:13:39.199

Достижение полной декарбонизации энергетики потребует определенных решительных действий, а также смелых шагов в секторах экономики, которые на сегодняшний день зависят от углеводородов.

Эксперты Accenture выделяют следующие условия достижения 80-процентного сокращения выбросов к 2050 году:

1. Действия нефтегазовых компаний сегодня.

a. Действия по повышению экологичности основной деятельности минимизируют выбросы и усиливают эффективность текущих операций.

b. Действия по ускорению трансформации направлены на замену существующих источников энергии и спроса более экологичными альтернативными вариантами.

c. Действия по расширению границ направлены на внедрение и масштабирование новых источников энергии, процессов и технологий.

2. Способность нефтегазовых компаний влиять на ситуацию в секторах, связанных с сжиганием углеводородов. Анализ Accenture показывает, что до 25% потенциально возможного сокращения выбросов к 2050 году зависят от сотрудничества поставщиков и потребителей энергоресурсов. Львиная доля прогнозируемого роста выбросов придется на четыре сектора экономики — электроэнергетику, транспорт, тяжелую промышленность и строительство. Это те отрасли, на которые нефтегазовые компании должны сфокусировать основное внимание и пытаться на них влиять. И речь идет не просто об инвестициях — необходимо внедрение инновационных решений и тесное сотрудничество с ними, чтобы их переход в будущее с низким или нулевым уровнем выбросов стал реальностью.

3. Стратегические позиции, которые нефтегазовые компании хотят занять в будущем. У нефтегазовых компаний есть три варианта моделей поведения, которых они могут придерживаться во время процесса декарбонизации и после него. Первая — это «специалист по декарбонизации», который поддерживает и увеличивает ценность, формируемую основной цепочкой создания ценности в нефтегазовой отрасли. Вторая — «энергетический гигант», который со временем создает или дополняет свои существующие нефтегазовые активы бизнесом по производству чистой энергии. Третья — «лидер низкоуглеродных решений», который откажется от своей роли в нефтегазовой отрасли и переориентируется на лидерство в одной или нескольких направлениях экологически чистой электроэнергетики.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-sessiya-s-p-global-platts-prognoz-razvitiya-mirovoy-energetiki-do-2040-goda/search/#00:58:15.167

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Изменение климата, Энергетика и Нефть и газ, посвященных возможным путям стабилизации экономики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
8 ноября 2022
Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы

Доклад Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина «Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы» на Специальной сессии XV Веронского Евразийского экономического форума.


Статьи
1 ноября 2019
Перспективы использования газомоторного топлива в России
Необходимость экономического роста и развития приводит к необходимости диверсификации видов топлива и типов двигателей, используемых в автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. По объему располагаемых запасов, зрелости технологии, влиянию на экологию, себестоимости для конечного потребителя газомоторное топливо (ГМТ) имеет ряд преимуществ перед водородным топливом и электрическими двигателями и может быть наиболее востребованным видом топлива для РФ на ближайшее десятилетие. Низкая стоимость ГМТ для конечного потребителя может быть основой экономического роста и развития, компенсируя растущий рост цен традиционных видов моторных топлив. Дополнительный положительный эффект от использования ГМТ заключается в его экологичности. Основные проблемы развития транспортных средств на газомоторном топливе связаны с неразвитой инфраструктурой газозаправочных станций, несовершенным нормативно-правовым регулированием, повышенной стоимостью двигательных установок. Развитие отрасли практически невозможно без государственных субсидий, приоритетно ориентированных на развитие инфраструктуры.
Исследования
16 декабря 2019
BCG Review (ноябрь 2019)

Очередной выпуск делового журнала BCG Review, издаваемого российским подразделением Boston Consulting Group, посвящён актуальным вопросам становления цифровой экономики.

Исследования
31 мая 2021
Изменение климата и корпоративные ценности: что на самом деле думают компании

Исследование, подготовленное компаниями Eversheds Sutherland и KPMG IMPACT, основано на опросе бизнес-лидеров о проблемах климатических изменений и направлено на выявление препятствий и возможностей для глобального корпоративного реагирования на изменение климата.