В исследовании Всемирного банка показано, каким образом совокупные эффекты от последствий пандемии COVID-19 и падения цен на нефть повлияли на основные аспекты экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Согласно представленным в исследовании прогнозам, в 2020 году экономика региона сократится на 5,2%, что на 4,1 процентных пункта ниже прогноза в апреле 2020 года и на 7,8 процентных пункта хуже, чем в октябре 2019 года. Это отражает все более пессимистичный прогноз для региональной экономики. Ожидается, что в 2021 году регион восстановится лишь частично.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Сочетание пандемии COVID-19 и падения цен на нефть повлияло на все аспекты экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Помимо кризиса в здравоохранении и экономике, в числе наиболее острых проблем отмечаются рост бедности и ухудшение ситуации с продовольственной безопасностью.
Снижение объема профицита текущего счета платежного баланса в основном происходит из-за снижения доходов от экспорта нефти, падения бюджетных доходов и значительного увеличения бюджетных расходов, необходимых для реагирования на кризис в области здравоохранения. Сальдо текущего счета в 2020 году прогнозируется на уровне −4,8% и −10,1% ВВП соответственно, и это значительно ниже, чем ожидания 2019 года. Авторы исследования также отмечают, что в ближайшие несколько лет государственный долг будет расти примерно с 45% ВВП в 2019 году до 58% в 2022 году.
Несмотря на различные программы поддержки, многие домохозяйства испытывают значительное снижение покупательской способности. Это снижение приводит к тому, что финансовое положение бедных домохозяйств стремительно ухудшается.
Данные опросов, проведенных Всемирным банком, указывают на то, что пандемия в большей степени затронула бедные слои населения. Большая часть людей из этой группы населения относятся к самозанятым или заняты в неформальном секторе именно эти области в большей степени пострадали от пандемии.
Правительства в регионе БВСА отреагировали увеличением расходов на социальную защиту. Размер и тип поддержки различаются в зависимости от страны, но многие предлагают финансовую помощь. Некоторые из них имеют достаточно хорошую адресность, хотя значительная часть денежных переводов, предназначенных для бедных, продолжает поступать в более обеспеченные домохозяйства.
Объемы торговли в регионе БВСА резко упали. Предварительные данные Конференции ООН по торговле и развитию за апрель предполагают сокращение торговли в регионе примерно на 40%.
Открытость торговли может иметь большое значение для достижения инклюзивности при условии проведения торговых реформ, дополняемых стратегиями инклюзивного роста. Вместе с дополнительной отраслевой политикой торговля может способствовать снижению уровня бедности и расширению прав и возможностей бедных слоев населения, в основном молодежи и женщин.
Торговая интеграция внутри региона и с остальным миром остается ниже ожиданий как по экономическим, так и по политическим причинам. В частности, мешает развитию интеграционных процессов исключение сельскохозяйственных товаров и услуг из соглашений об ассоциации с Европейским союзом (имеется в виду соглашение об ассоциации между ЕС и Тунисом, которое легализует только торговлю промышленными товарами), а также разногласия относительно нетарифных мер. Низкий уровень интеграции между странами БВСА отчасти объясняется недостаточным реформированием правовой базы для инвестиций. Политическое сотрудничество также оказалось проблематичным по причине того, что в регионе имеют место вооруженные конфликты.
Интеграции стран БВСА в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки препятствуют слабо развитые деловая среда и сфера логистики.
Между тем, международная торговля является дорогостоящей и требует больших временных затрат: соблюдение пограничных требований при экспорте стоит в среднем 442 доллара США и занимает 53 часа, что в три раза дороже и в четыре раза дольше, чем в среднем среди стран ОЭСР с высоко развитой экономикой.
Отсутствие современной системы банкротства, непредсказуемость правоприменения и недостаточная мобильность рабочей силы также являются серьезными препятствиями на пути интеграции. Кроме того, в регионе слабо развита торговля услугами.
В посковидную эпоху важное значение будет иметь возрождение региональной торговой интеграции Ближнего Востока и Северной Африки. При этом действия, направленные на развитие и укрепление торговой интеграции, должны проводиться параллельно с другими экономическими и социальными мерами. В противном случае преимущества открытости торговли могут быть сведены на нет.
В борьбе с пандемией COVID-19 главным приоритетом является реагирование на кризис в области здравоохранения с целью сохранения возможностей потребления и производства. Если это возможно, с финансовой точки зрения, странам следует отложить объявление консолидации до восстановления экономики.
Применение концепции фискального пространства на внутристрановом уровне может сделать более эффективными меры поддержки для предполагаемых бенефициаров, например, за счет перераспределения расходов и повышения их эффективности для борьбы с непосредственными последствиями кризиса.
В среднесрочной перспективе существует острая необходимость в повышении производительности для восстановления роста и стабилизации долга. Одним из эффективных способов добиться этого может быть проведение глубоких институциональных реформ, которые изменят роль государства, будут способствовать справедливой конкуренции и ускорят внедрение цифровых технологий. Они также будут способствовать региональной интеграции.
В целом использование региональной интеграции для проведения внутренних реформ в качестве ступени к усилению глобальной интеграции может стать новым источником роста, рабочих мест и стабильности в регионе БВСА. Чтобы добиться успеха, новая структура торговой интеграции в странах Ближнего Востока и Северной Африки должна опираться на ряд тезисов:
• Баланс между политическими и экономическими целями, исключая нарушение соглашений.
• Либерализация торговли окажет позитивное влияние на все сектора, включая сельское хозяйство и услуги. Однако либерализация торговли должна происходить вкупе с реформами, охватывающими все области регулирования, представляющие взаимный интерес, включая упрощение процедур торговли, стандарты и оценку соответствия, защиту инвестиций, государственные закупки и политику конкуренции.
• Следует обратить внимание на внутренние реформы и проводить их при более тесном сотрудничестве стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Европе и Африке в целом.
• Значимый акцент должен быть обращен на продвижение частного сектора, который будет логично дополнен мерами по продвижению торговли.
• В соглашениях следует рассмотреть техническую помощь со стороны партнеров из Ближнего Востока и Северной Африки, что поможет укрепить доверие.
• Чтобы добиться определенного успеха, необходимо создать четкие правила и эффективно их исполнять. Для этого потребуется усилить механизмы регулирования, мониторинга и реализации положений о торговой интеграции.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс
COVID-19, СидимДомаЭкономика, Экономический прогресс и Торговая политика, в которых представлены экспертные и аналитические материалы, а также предложения и кейсы о возможных путях стабилизации экономики в условиях пандемии.