Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Развитие морских портов на пересечении международных торговых путей

Исследования
18 сентября 2020

PwC в России представляет исследование «Развитие морских портов на пересечении международных торговых путей», которое содержит анализ главных событий, перспективных инфраструктурных проектов и ключевых трендов развития грузовых портов в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Грузооборот портов ЦВЕ в 2019 году составил 1,49 млрд тонн. Экономики стран ЦВЕ развиваются быстрее, чем экономика европейских стран в целом. Мировые лидеры рынка перевозок оптимизируют логистические цепочки до ключевых распределительных центров в регионе: инфраструктура портов Черного, Эгейского и Адриатического морей развивается в ответ на требования рынка, привлекая инвестиции глобальных компаний. Требования к портам в части устойчивого развития ежегодно растут, в том числе в части эффективного взаимодействия портового сообщества.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Последствия пандемии пока не ясны, но кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, даст импульс к повышению эффективности портов.

В целом, общий затяжной кризис в любой отрасли ускоряет, с одной стороны, отмирание неэффективных подходов, а с другой — развитие прогрессивных технологий и тенденций. Именно поэтому для понимания влияния COVID-19 на портовую отрасль стоит в первую очередь обратить внимание на тренды ее развития. С большой степенью вероятности то, что считалось перспективой долгосрочного периода, приблизится и станет реальностью не завтрашнего, а сегодняшнего дня.

Так, эксперты PwC выделили ключевые тренды портовой отрасли, которые в первую очередь может затронуть изменение рынка под влиянием COVID-19:

1. Развитие международных коридоров, диверсификация цепочек поставок и, как результат, инвестиции в порты Восточной и Центральной Европы.

2. Вертикальная интеграция различных участников логистической цепочки, развитие гибридных компаний, владеющих перевозчиками и портовыми терминалами, инвестирующих в наземную инфраструктуру и сухие порты.

3. Увеличивающиеся требования к портам в части устойчивого развития, в том числе относительно эффективности взаимодействия портового сообщества и развития цифровизации в портах.

Во время острой фазы пандемии наиболее очевидной стала потребность в автоматизации и электронном документообороте. Порты, идущие в авангарде цифровизации и работающие с системами портового сообщества (PCS), легче приспособились к новым условиям. Отчасти менее заметной, но едва ли менее существенной, стала потребность в глубокой интеграции портов со всеми участниками логистической цепочки, включая наземную инфраструктуру и дистрибуцию.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-transport-rossii-obespechenie-razvitiya-magistralnoy-infrastruktury-kak-osnovy-rosta-ekonomiki/search/#01:12:09.983

Черноморские порты наращивают объем экспорта и развивают транзит между Азией и Европой. Основные тенденции в бассейне Черного моря связаны с увеличением экспорта российских и украинских товаров, а также с появлением новых возможностей для транзита.

Авторы исследования отмечают увеличение экспорта украинских и российских грузов, что, наряду с продлением торговых путей и повышением размера судов, послужило толчком для развития портов Тамань и Новороссийск. Загрузку новых мощностей в основном смогут обеспечить нефть, нефтепродукты и зерно.

Черное море — важная составляющая Южного коридора проекта «Один пояс, один путь». В связи с этим китайские инвесторы начали искать новые черноморские активы для расширения своей деятельности. В 2019 году корпорация China Machinery Engineering Corporation подписала контракт на развитие болгарского порта Варна.

Кроме того, в 2024 году планируется завершить строительство нового альтернативного пути «Логистический коридор Болгарии» из Азии в ЦВЕ через порт Варна. Цель проекта состоит не только в том, чтобы перенаправить большую часть международных торговых потоков из Азии в ЦВЕ через Болгарию, но и в том, чтобы создать особые зоны в болгарских городах.

В прошлом порт Констанца перерабатывал более высокие объемы трансшипмент-грузопотока контейнеров, но сейчас он в основном обслуживает импортно-экспортные грузопотоки. DP World продолжает инвестировать как в расширение мощности терминала, так и в дополнительное контейнерное оборудование. Однако запланированное строительство терминала СПГ еще не началось.

Грузооборот основных портов .png

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-transport-rossii-obespechenie-razvitiya-magistralnoy-infrastruktury-kak-osnovy-rosta-ekonomiki/search/#00:07:49.759

Цифровизация является одним из самых значительных изменений в отрасли транспорта и логистики. Внедрение цифровых технологий будет способствовать бесперебойной и эффективной работе цепочки поставок в интересах грузоотправителей. Главная цель цифровизации портов — их объединение в рамках глобальной сети «умных портов».

Единая цифровая платформа становится стратегическим приоритетом для портов. Внедрение концепции «умного порта» стало главным технологическим трендом в трансформации и цифровизации портов. Одним из приоритетов развития операционной модели портов является объединение всех участников глобальной цепочки поставок в единую взаимосвязанную сеть на основе цифровой платформы, что позволит мгновенно обмениваться данными, принимать эффективные решения.

Первым этапом цифровизации может стать оцифровка отдельных участников цепочки поставок и их объединение в рамках единой системы портового сообщества — Port Community System (PCS). Интеграция в систему портового сообщества позволит участникам обмениваться данными, совместно работать над решением бизнес-задач, что повысит эффективность общих операций.

Port Community System (PCS).png

Следующим шагом должно стать объединение множества портовых систем в единую сеть — Smart Port Network, которая станет основой глобальной логистической цепи. В перспективе Smart Port Network объединит несколько видов транспорта и позволит всем участникам снизить затраты, повысить скорость доставки грузов и позже стать более конкурентоспособными и подготовленными к дальнейшим инновациям.

В ходе реализации большинство портовых сообществ сталкиваются с проблемами, которые препятствуют быстрому внедрению цифровой платформы PCS. Среди них: низкий уровень автоматизации операций, несовместимые интерфейсы разных ИТ-систем, сложности проверки корректности данных, значительная доля «ручного» контроля, разные технологии для сбора данных, дублирование информации, потери и искажение данных.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-podgotovka-spetsialistov-dlya-razvitiya-regiona/search/#00:37:41.248

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Транзит, Транспорт, Судостроение, ЕС и Экономика расстояний, посвященных эффективному построению транспортных логистических цепочек, а также наращиванию объемов экспортируемой продукции как стратегической цели для обеспечения экономического прогресса стран.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
26 мая 2024
Новый шелковый путь

Готова ли логистическая система России к росту перевозок на восточном направлении? Российской промышленности приходится срочно решать, как компенсировать выпадение нескольких крупных рынков сбыта своей продукции. Одно из наиболее перспективных направлений — страны азиатско-тихоокеанского региона, но здесь узким местом является логистика. Транспортных мощностей уже не хватает, и проблему можно решить только масштабными инвестициями.


Исследования
26 ноября 2019
Взаимосвязь в эпоху цифровых технологий. Цифровое будущее торгово-экономического сотрудничества стран Евразии

Справочный документ Международного института прикладного системного анализа посвящён обзору текущего уровня цифровизации и технологического развития Китая, ЕС и ЕАЭС, анализу их стратегий цифровизации, а также содержит предварительные рекомендации по перспективам сотрудничества в сфере цифровизации в Большой Евразии.

Экспертное мнение
5 октября 2021
Энергоэффективное торможение или технологическое отставание?

По мере того, как мир выходит из пандемии, переосмысление мобильности становится приоритетом для повышения устойчивости стран и создания условий для более экологичного и инклюзивного восстановления. Сейчас все страны на себе ощутили необходимость в значительных изменениях и трансформации транспортной системы, которая направлена на то, чтобы эффективно вывести транспортную отрасль в новую, полностью устойчивую эпоху.