Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Развитие морских портов на пересечении международных торговых путей

Исследования
18 сентября 2020

PwC в России представляет исследование «Развитие морских портов на пересечении международных торговых путей», которое содержит анализ главных событий, перспективных инфраструктурных проектов и ключевых трендов развития грузовых портов в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Грузооборот портов ЦВЕ в 2019 году составил 1,49 млрд тонн. Экономики стран ЦВЕ развиваются быстрее, чем экономика европейских стран в целом. Мировые лидеры рынка перевозок оптимизируют логистические цепочки до ключевых распределительных центров в регионе: инфраструктура портов Черного, Эгейского и Адриатического морей развивается в ответ на требования рынка, привлекая инвестиции глобальных компаний. Требования к портам в части устойчивого развития ежегодно растут, в том числе в части эффективного взаимодействия портового сообщества.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Последствия пандемии пока не ясны, но кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, даст импульс к повышению эффективности портов.

В целом, общий затяжной кризис в любой отрасли ускоряет, с одной стороны, отмирание неэффективных подходов, а с другой — развитие прогрессивных технологий и тенденций. Именно поэтому для понимания влияния COVID-19 на портовую отрасль стоит в первую очередь обратить внимание на тренды ее развития. С большой степенью вероятности то, что считалось перспективой долгосрочного периода, приблизится и станет реальностью не завтрашнего, а сегодняшнего дня.

Так, эксперты PwC выделили ключевые тренды портовой отрасли, которые в первую очередь может затронуть изменение рынка под влиянием COVID-19:

1. Развитие международных коридоров, диверсификация цепочек поставок и, как результат, инвестиции в порты Восточной и Центральной Европы.

2. Вертикальная интеграция различных участников логистической цепочки, развитие гибридных компаний, владеющих перевозчиками и портовыми терминалами, инвестирующих в наземную инфраструктуру и сухие порты.

3. Увеличивающиеся требования к портам в части устойчивого развития, в том числе относительно эффективности взаимодействия портового сообщества и развития цифровизации в портах.

Во время острой фазы пандемии наиболее очевидной стала потребность в автоматизации и электронном документообороте. Порты, идущие в авангарде цифровизации и работающие с системами портового сообщества (PCS), легче приспособились к новым условиям. Отчасти менее заметной, но едва ли менее существенной, стала потребность в глубокой интеграции портов со всеми участниками логистической цепочки, включая наземную инфраструктуру и дистрибуцию.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-transport-rossii-obespechenie-razvitiya-magistralnoy-infrastruktury-kak-osnovy-rosta-ekonomiki/search/#01:12:09.983

Черноморские порты наращивают объем экспорта и развивают транзит между Азией и Европой. Основные тенденции в бассейне Черного моря связаны с увеличением экспорта российских и украинских товаров, а также с появлением новых возможностей для транзита.

Авторы исследования отмечают увеличение экспорта украинских и российских грузов, что, наряду с продлением торговых путей и повышением размера судов, послужило толчком для развития портов Тамань и Новороссийск. Загрузку новых мощностей в основном смогут обеспечить нефть, нефтепродукты и зерно.

Черное море — важная составляющая Южного коридора проекта «Один пояс, один путь». В связи с этим китайские инвесторы начали искать новые черноморские активы для расширения своей деятельности. В 2019 году корпорация China Machinery Engineering Corporation подписала контракт на развитие болгарского порта Варна.

Кроме того, в 2024 году планируется завершить строительство нового альтернативного пути «Логистический коридор Болгарии» из Азии в ЦВЕ через порт Варна. Цель проекта состоит не только в том, чтобы перенаправить большую часть международных торговых потоков из Азии в ЦВЕ через Болгарию, но и в том, чтобы создать особые зоны в болгарских городах.

В прошлом порт Констанца перерабатывал более высокие объемы трансшипмент-грузопотока контейнеров, но сейчас он в основном обслуживает импортно-экспортные грузопотоки. DP World продолжает инвестировать как в расширение мощности терминала, так и в дополнительное контейнерное оборудование. Однако запланированное строительство терминала СПГ еще не началось.

Грузооборот основных портов .png

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-transport-rossii-obespechenie-razvitiya-magistralnoy-infrastruktury-kak-osnovy-rosta-ekonomiki/search/#00:07:49.759

Цифровизация является одним из самых значительных изменений в отрасли транспорта и логистики. Внедрение цифровых технологий будет способствовать бесперебойной и эффективной работе цепочки поставок в интересах грузоотправителей. Главная цель цифровизации портов — их объединение в рамках глобальной сети «умных портов».

Единая цифровая платформа становится стратегическим приоритетом для портов. Внедрение концепции «умного порта» стало главным технологическим трендом в трансформации и цифровизации портов. Одним из приоритетов развития операционной модели портов является объединение всех участников глобальной цепочки поставок в единую взаимосвязанную сеть на основе цифровой платформы, что позволит мгновенно обмениваться данными, принимать эффективные решения.

Первым этапом цифровизации может стать оцифровка отдельных участников цепочки поставок и их объединение в рамках единой системы портового сообщества — Port Community System (PCS). Интеграция в систему портового сообщества позволит участникам обмениваться данными, совместно работать над решением бизнес-задач, что повысит эффективность общих операций.

Port Community System (PCS).png

Следующим шагом должно стать объединение множества портовых систем в единую сеть — Smart Port Network, которая станет основой глобальной логистической цепи. В перспективе Smart Port Network объединит несколько видов транспорта и позволит всем участникам снизить затраты, повысить скорость доставки грузов и позже стать более конкурентоспособными и подготовленными к дальнейшим инновациям.

В ходе реализации большинство портовых сообществ сталкиваются с проблемами, которые препятствуют быстрому внедрению цифровой платформы PCS. Среди них: низкий уровень автоматизации операций, несовместимые интерфейсы разных ИТ-систем, сложности проверки корректности данных, значительная доля «ручного» контроля, разные технологии для сбора данных, дублирование информации, потери и искажение данных.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-podgotovka-spetsialistov-dlya-razvitiya-regiona/search/#00:37:41.248

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Транзит, Транспорт, Судостроение, ЕС и Экономика расстояний, посвященных эффективному построению транспортных логистических цепочек, а также наращиванию объемов экспортируемой продукции как стратегической цели для обеспечения экономического прогресса стран.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
29 декабря 2021
Большое Евразийское партнерство в условиях коронакризиса и наступательного протекционизма

Формирование Большого Евразийского партнерства в последние годы сталкивается с большим числом вызовов. Главные из них — рост разногласий между основными участниками партнерства на фоне пандемии и усиление санкционного и торгового давления, которое лишь наслоилось на коронакризис. Все это поднимает вопрос о жизнеспособности самой концепции.

Экспертное мнение
5 октября 2021
Возможности реализации потенциала экономического взаимодействия в рамках Большой Евразии на пути к Большому Евразийскому партнерству

В статье выявлены ключевые современные структурные и конъюнктурные факторы-вызовы для экономик стран Большой Евразии, представлен краткий анализ прямых иностранных инвестиций в страны ЕАЭС, даны предложения по результативному инвестиционному взаимодействию в рамках Большой Евразии и формирования в перспективе Большого Евразийского партнерства.

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Роль цифровых технологий в повышении транспортной доступности Дальневосточных регионов

Интенсификация торгово-экономических связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона вследствие изменения экспортно-импортной модели обернулась для российского Дальнего Востока и новым вызовом транспортно-логистического и инфраструктурного характера, и новой возможностью превращения в высокотехнологичный евразийский хаб. Чтобы справиться с повышенными нагрузками и разрешить проблему транспортной доступности, предлагаются комплексные меры федерального и регионального уровней, включающие, в том числе, активное привлечение инвестиций и внедрение современных цифровых технологий.


Статьи
11 февраля 2019
Открытая Арктика
Ежегодно самые северные территории России — архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля — посещают более 2 тыс. туристов. И благодаря инвестициям в многофункциональные арктические комплексы эта цифра может увеличиться многократно, считают в национальном парке «Русская Арктика». Чем труднодоступный северный край привлекает путешественников?