Экспертами Фонда Росконгресс подготовлено исследование, посвященное влиянию пандемии COVID-19 на африканский континент. В материале рассмотрено, как именно активное распространение коронавируса меняет контуры африканского социально-политического контекста, в том числе: экономические меры, применяемые африканскими государствами в условиях распространения COVID-19; ограничительные меры в государствах Африки, а также последовавшая за ними реакция населения; растущие антикитайские и антизападные настроения; традиционные методы общественного здравоохранения, борьба с дезинформацией на континенте; политизация коронавируса.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Африка является домом для около 17% населения мира и несет 23% глобального бремени болезней, однако на нее в 2015 году приходилось всего 1% от глобальных расходов на здравоохранение.
В пересчете на душу населения остальной мир тратит на здравоохранение в 10 раз больше. В исследовании Rand, проведенном в 2016 году, был сделан вывод о том, что из 25 стран, наиболее уязвимых к инфекционным заболеваниям, 22 находятся в Африке.
Правительства африканских стран приняли меры для экономической поддержки своих граждан и бизнеса, а также для смягчения негативных последствий, вызванных распространением пандемии коронавируса.
Согласно недавнему докладу PERC (Partnership for Evidence Based Response to COVID-19), который обобщил результаты опроса, проведенного в период с 17 марта по 29 апреля в 20 государствах-членах Африканского союза, большинство респондентов заявили, что в целом доверяют действиям правительства, однако уровень доверия коррелируется в зависимости от возраста респондентов (среди опрошенных от 18 до 25 лет показатель составил 61%, тогда как у респондентов старше 46 лет 74%). Особенно положительно были восприняты пакеты помощи населению в рамках противодействия экономическим последствиям пандемии.
Согласно системе отслеживания гражданских свобод в условиях COVID-19 Международного центра некоммерческого права (ICNL), в общей сложности в государствах Африки зафиксировано 28 режимов чрезвычайного положения либо чрезвычайной ситуации в области здравоохранения.
Рассмотрение эффективности карантинных мер в государствах Африки невозможно без обращения к некоторым особенным социально-экономическими контурам африканского континента. В первую очередь, это неформальный характер экономик со множеством малых предприятий. На малые и средние предприятия приходится 80% всех рабочих мест в Африке (для сравнения, в Европейском союзе аналогичный показатель составляет 50%, а в США 60%). Малый бизнес в Африке не способен в полной мере обеспечить удаленную работу для своих сотрудников, что, среди прочего, усугубляется нестабильной подачей электроэнергии во многих странах региона. Помимо этого, большинство работников в регионе заняты в неформальном секторе экономики и в этой связи не располагают такими льготами, как медицинское страхование, страхование по безработице и оплачиваемый отпуск. Приостановка в рабочей деятельности даже на несколько дней попросту поставит под угрозу их выживание, так как в большинстве случаев одним из отличительных признаков неформального сектора экономики является ежедневная заработная плата. Половина респондентов опроса, проведенного в 28 африканских городах, заявили, что у них кончатся еда и деньги, если они будут оставаться дома в течение 14 дней. В домохозяйствах с самыми низкими доходами это произойдет менее чем за неделю.
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры породили дополнительные сложности в части продовольственной безопасности Африканского континента.
Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли уже заявил, что пандемия коронавируса стала худшим гуманитарным кризисом со Второй мировой войны. По данным ООН, количество нуждающихся в продовольствии в мире в 2020 году может вырасти со 130 до 265 миллионов человек.
Население далеко не всех государств Африки положительно отреагировало на введенные ограничительные меры.
Ключевым фактором стало то, что не во всех государствах Африки был выстроен эффективный диалог между населением и исполнительной властью, в результате чего африканский континент стал одним из эпицентров массовых столкновений на почве введенных карантинных мер. Одними из наиболее распространенных мотивов насильственных протестов являются ограничения на религиозную практику, реакция на агрессию со стороны сотрудников правопорядка, ограничения на физическое передвижение. Африка является мировым лидером по проценту людей, еженедельно посещающих богослужения. В Уганде и Эфиопии данный показатель достигает 82%, а в Нигерии рекордных 89%. В связи с этим реакция населения на введенные меры социального дистанцирования в некоторых странах Африки оказалась ожесточенной. В складывающихся обстоятельствах ключевым фактором, который в ближайшее время определит уровень распространения пандемии на континенте, станет эффективность взаимодействия между религиозными лидерами и представителями исполнительной власти.
В разгар глобальной борьбы против COVID-19 отношения накалились на самом неожиданном направлении между Китаем и Африкой.
С 8 апреля сообщения и дискуссии в социальных сетях о выселении из мест проживания и жестоком обращении с африканцами в китайском городе Гуанчжоу стали вирусными, что привело к серии официальных дипломатических протестов со стороны Африканского союза в отношении Китая. Следует отметить и нарастающие среди некоторых пластов африканского населения антиевропейские настроения, зачастую переходящие в яркие тезисы о «коронизации» африканского континента.
Видео: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-investitsii-v-afriku-/search/#01:25:00.288
Значимую роль в африканском социуме играет и традиционная медицина.
Согласно последним исследованиям, 80% населения Африки все еще полагаются на лекарственные растения в рамках оказания медицинской помощи. Несмотря на то, что в государствах Африки широко распространено осознание COVID-19 и его симптомов (общий уровень осведомленности составляет 98%), значительным остается процент тех, кто убежден в некоторых распространенных по континенту заблуждениях, таких как эффективность лечения витамином C, а также способность жаркого климата противостоять эпидемии.
Потенциал для новых политических конфронтаций в условиях пандемии остается крайне высоким. Также очевидно, что карта под названием «COVID-19» будет активно задействована в рамках дальнейшей борьбы политических оппонентов на континенте.
В нескольких государствах Африки оппозиция быстро набрала очки после недостаточной оперативности либо эффективности мер, реализованных Правительствами. Вспышка предоставляет возможность действующим лидерам укрепить свои позиции, отложить выборы и запретить внеочередные уличные протесты по соображениям общественной безопасности. Африканские лидеры также могут использовать вспышку COVID-19 и связанные с ней запреты на массовые собрания в целях подавления вероятных протестов. Существует также значительный риск того, что COVID-19 может вызвать политическую нестабильность гораздо более прямым путем, попросту выводя из строя значимых политических лидеров и создавая опасный вакуум власти. Не обошли стороной возможность использования COVID-19 в своем инструментарии и представители незаконных вооруженных формирований, радикальных политико-религиозных течений.
Видео: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-bezopasnaya-afrika/search/#00:16:27.391
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 , СидимДомаЭкономика и Глобализация/регионализация, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам глобальной и региональной повесток.