Эксперты НАФИ подготовили специальное исследование «Российский бизнес и коронавирус», состоящее из трех частей и основанное на результатах опроса предпринимателей по всей России, проведенного НАФИ в марте апреле 2020 года. В первой части исследования рассказывается о влиянии пандемии на российскую экономику и о потребности бизнеса в господдержке; вторая часть описывает процессы, связанные с необходимостью снижать издержки и затрагивающие персонал компаний; в третьей части оценивается влияние пандемии коронавируса на возможность предприятий оплачивать аренду коммерческих помещений.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.
Обзор первой части исследования «Российский бизнес и коронавирус. Предприниматели о влиянии эпидемии на их бизнес и о потребности в господдержке»
В первой части исследовательского спецпроекта «Российский бизнес и коронавирус» эксперты НАФИ изучили потребность бизнеса в господдержке.
Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе.
Большинство предпринимателей пессимистично оценивают перспективы нормализации ситуации в их отрасли. Почти половина (43%) считают, что ситуация вернётся в нормальное русло не ранее, чем через год, а 14% полагают, что это произойдёт через два-три года. Среди «пессимистов» больше представителей предприятий, созданных до 2010 года и переживших несколько экономических кризисов. Треть предпринимателей (31%) полагают, что ситуация нормализуется через несколько месяцев. Среди «оптимистов» больше молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет (47% против 26% среди предпринимателей старше 50 лет).
Говоря о мерах господдержки в кризис, предприниматели в первую очередь призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии или финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.
С полным текстом исследования «Предприниматели о влиянии эпидемии на их бизнес и о потребности в господдержке» можно ознакомиться на официальной странице проекта:
https://nafi.ru/upload/SP_Business%20and%20coronavirus_P1.pdf
Видео: https://roscongress.org/sessions/biznes-navigatsiya-po-rossii-delovoy/search/#00:05:29.471
Обзор второй части исследования «Российский бизнес и коронавирус. Человеческий капитал: сокращения персонала и удалённый формат работы»
Во второй части исследовательского спецпроекта «Российский бизнес и коронавирус» эксперты НАФИ изучили влиянии пандемии коронавируса на решения предпринимателей в отношении сотрудников их компаний.
Исследование показало, что в связи с введением режима самоизоляции российский бизнес сокращает расходы на персонал, отправляя сотрудников в отпуск за свой счёт, снижая уровень их заработной платы, отменяя систему дополнительной мотивации. Треть предпринимателей перевели сотрудников на удалённый формат работы, но большинство из них не готовы сохранять удаленный режим после окончания режима самоизоляции, в том числе по причине низкой эффективности работы сотрудников в таком формате.
Российские предприниматели столкнулись с рядом вызовов:
· отсутствие навыков управления сотрудниками в удалённом режиме, что отражается в снижении общей эффективности работы;
· недостаточный уровень готовности к переходу в цифровой формат работы; это связано как с отсутствием цифровых технологий в компании, так и с отсутствием необходимых знаний у сотрудников, то есть с низким уровнем цифровой грамотности россиян.
С полным текстом исследования «Человеческий капитал: сокращения персонала и удалённый формат работы» можно ознакомиться на официальной странице проекта:
https://nafi.ru/upload/SP_Business%20and%20coronavirus_P2.pdf
Обзор третьей части исследования «Российский бизнес и коронавирус. Взаимоотношения арендаторов и арендодателей: поиск компромисса»
В третьей части исследовательского спецпроекта «Российский бизнес и коронавирус» эксперты НАФИ изучили, насколько сильно повлияла пандемия коронавируса на возможность предприятий оплачивать аренду коммерческих помещений, а также описали взаимоотношения арендаторов и арендодателей в сложившихся условиях. В ходе исследования выяснилось следующее:
· 60% предпринимателей уже имеют просрочки по арендным платежам из-за кризиса;
· 85% пытались добиться пересмотра условий договоров аренды;
· 28% предпринимателей получили от арендодателей отказ в пересмотре условий договоров.
Арендные платежи являются одной из основных статей расходов предприятий МСП. Соответственно, затягивание ситуации с недоговоренностями и отсутствие компромиссов формирует «бомбу замедленного действия»: большое число корпоративных споров и судебных разбирательств, многие из которых рискуют закончиться банкротством или закрытием арендаторов.
Очевидно, что кризис явление временное, а сохранение прочных деловых отношений является залогом быстрого восстановления бизнеса до его нормального функционирования. В связи с этим очевидной стратегией сохранения устойчивости является конструктивный диалог между арендаторами и арендодателями.
По мнению авторов исследования, наблюдающиеся сегодня тенденции приведут к изменениям на рынке аренды. Характер этих изменений будет зависеть от сегмента, но, как минимум, в среднесрочной перспективе стоит ожидать роста свободных площадей (из-за переезда компаний из дорогих помещений в более дешёвые) и снижения арендных ставок.
С полным текстом исследования «Взаимоотношения арендаторов и арендодателей: поиск компромисса» можно ознакомиться на официальной странице проекта: https://nafi.ru/upload/SP_Business%20and%20coronavirus_P3.pdf
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Предпринимательство и МСП, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также мерам по развитию предпринимательства и экспорта.