Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящей по теме видеотрансляцией панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Пандемия COVID-19 наибольшим образом потрясла аэропортовую отрасль
Пандемия COVID-19 наибольшим образом потрясла аэропортовую отрасль. Сто десять стран значительно ограничили авиасообщение, что составило около 98% авиационного рынка. Прогнозы восстановления пассажиропотока пессимистичны. Причин для такого пессимизма в прогнозах много. COVID-19 стал причиной глобальной экономической рецессии, снижения международной торговли, что отразится на аэропортовой отрасли. Деловая активность перешла в онлайн-режим по причине карантина, помимо этого бизнес будет урезать бюджеты на поездки и в дальнейшем. Сдерживать рост пассажиропотока также будут требования по соблюдению расстояния между пассажирами в терминале и самолете, новые визовые ограничения, а также опасения самих пассажиров. Девальвация и ограниченные меры поддержки государством бизнеса и населения приведут к дополнительному снижению покупательной способности населения. Финансовые подушки абсолютного большинства аэропортов будут к тому времени исчерпаны, а обязательства перед персоналом и банками нужно будет продолжать выполнять. Итогом анализа текущей экономической ситуации в аэропортовой отрасли является вывод о том, что восстановление пассажиропотока займет минимум два года.
Аналитики по всему миру уверены, что без государственной поддержки преодолеть нынешний кризис невозможно
Аэропорты сформировали консолидированную позицию отрасли в отношении пакета мер и обратились за поддержкой к государству. Набор мер предполагает государственные гарантии выполнения десятью крупнейшими авиакомпаниями их обязательств за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г., полные или частичные субсидии на стоимость услуг аэропорта и топливных комплексов для авиакомпаний, отмену арендной платы за использование государственной аэродромной инфраструктуры за 2020 год, а также отсрочки и льготы по налогам, финансовое стимулирование для удержания персонала и приостановку выплаты дивидендов в пользу государства там, где это применимо.
Ряд государств высвободили на поддержку экономики суммы, равные 11% ВВП, немалой частью которых является поддержание аэропортовой отрасли
Канада высвободила на поддержку аэропортовой отрасли 331 млн долл. США, США 58 млрд долл. США, Сингапур 7 млрд долл. США, Новая Зеландия 4 млрд долл. США и т. д.
Наиболее эффективными мерами поддержки аэропортовой отрасли являются налоговые льготы и предоставление государственных гарантий
Эксперты KPMG назвали самые эффективные и наиболее осуществимые меры поддержки аэропортовой отрасли. По их мнению, такими мерами являются налоговые льготы для отрасли и предоставление государственных гарантий независимым игрокам отрасли, в первую очередь авиакомпаниям. Когда пассажиропоток начнет восстанавливаться, это позволит победить кризис доверия в отрасли и набрать максимально возможные для ситуации темпы.
Прогнозы восстановления аэропортовой отрасли в России неоптимистичны
Что касается России, согласно позитивному сценарию, т. е. в случае окончания локдауна в июне 2020 г., восстановление пассажиропотока уровня 2019 г. можно ожидать к ноябрю 2020 г., а убытки составят около 80,4 млрд рублей. Однако согласно негативному сценарию, т. е. в случае если экономическая деятельность не восстановится до сентября 2020 г., пассажиропоток сократится на 70% за год, а индустрия потеряет 155 млрд рублей.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Транспорт, Авиакосмическая отрасль, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию авиапромышленности и транспортных услуг.