Секретариат ВТО подготовил исследование влияния пандемии COVID-19 на электронную торговлю: эксперты констатируют рост масштабов электронной коммерции, поскольку потребители вынуждены приспосабливаться к карантину и мерам социального дистанцирования, и рассматривают ряд сопутствующих вызовов, таких как, например, необходимость преодоления цифрового разрыва как внутри стран, так и между ними. В документе также изложено видение того, как Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли может стать инструментом решения некоторых проблем, спровоцированных пандемией COVID-19 и ее последствиями для экономики.
По мнению авторов, опыт и уроки, извлеченные из кризиса COVID-19, могут стать дополнительным стимулом для глобального сотрудничества в области электронной торговли, что может существенно облегчить правила трансграничного перемещения товаров и услуг, сократить цифровой разрыв и создать более комфортные условия для малого бизнеса.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ мероприятий Фонда.
Пандемия COVID-19 привела к изменению моделей потребительского поведения, оказав существенное влияние на структуру потребления
Применение социального дистанцирования, карантина и других мер в ответ на пандемию COVID-19 привело к тому, что потребители стали чаще совершать онлайн-покупки, использовать социальные сети, интернет-телефонию и телеконференции, а также стриминг видео и фильмов. Это привело к резкому росту продаж потребителям (B2C) и увеличению объема электронной коммерции между предприятиями (B2B). Увеличение объемов потребительских продаж особенно заметно в сегментах продаж медицинских товаров, товаров для дома, предметов первой необходимости и продуктов питания.
Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-tsifrovizatsiya-reteyla-tekhnologii-i-liderstvo/search/#00:05:07.967
Увеличение доли электронной торговли показало необходимость дальнейшего совершенствования как ее нормативного, так и технического обеспечения
Интернет и мобильные услуги передачи данных переживают период повышенного спроса, что повлекло за собой необходимость их срочной технической и нормативной адаптации. Однако определенный сегмент онлайн-покупок испытал резкое снижение спроса: по очевидным причинам платформы для бронирования жилья и авиабилетов зафиксировали рекордное снижение трафика.
На электронную торговлю товарами и услугами негативно повлияли те же факторы, которые привели к сбоям в спросе и предложении в целом логистическим задержкам или отменам заказов. К другим проблемам относятся необоснованное повышение цен, проблемы безопасности продукции, проблемы кибербезопасности и мошенничества и пр.
Видео: roscongress.org/sessions/globalnye-kiberugrozy-vozmozhno-li-bezopasnoe-razvitie-tsifrovoy-infrastruktury/search/#01:07:11.999
Очевидна необходимость повышения уровня цифрового равенства в мире
Пандемия вывела на первый план проблему цифрового разрыва как внутри стран, так и между странами. Учитывая ключевую роль цифровой экономики во время кризиса, необходимость преодоления этого разрыва становится первостепенной, особенно в развивающихся странах и наиболее уязвимой подгруппе наименее развитых странах (НРС). В условиях кризиса эффективные и доступные услуги в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), такие как телекоммуникации, компьютерные и другие ИТ-услуги, становятся критически важным фактором.
Пандемия подчеркнула важность цифровых технологий в целом и указала экспертному сообществу на ряд уязвимостей структуры глобальной экономики. В этом контексте важно продолжать дискуссии в рамках ВТО, посвященные облегчению трансграничного перемещения товаров и услуг, сокращению цифрового разрыва и выравниванию условий для микро-, малых и средних предприятий (ММСП). Одним из инструментов реагирования на кризис может стать имплементация Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли, принятого в 2017 году.
Видео: roscongress.org/sessions/africa-2019-tsifrovaya-transformatsiya-kak-drayver-razvitiya-gosudarstva/search/#00:09:31.903
Государства осознали необходимость обеспечения бесперебойного доступа населения к современным каналам связи
Правительства и частный сектор приняли меры для обеспечения беспрепятственного и бесперебойного функционирования электронной торговли: профильные структуры разных стран работали над увеличением пропускной способности сети, предоставлением расширенных услуг передачи данных по минимальной цене, а также над снижением транзакционных издержек в отношении онлайн-платежей и переводов.
Видео: roscongress.org/sessions/sozdanie-ekosistem-dlya-razvitiya-elektronnoy-kommertsii-vyzovy-i-vozmozhnosti/search/#00:45:05.919
Электронная торговля начала рассматриваться в качестве потенциально основного драйвера посткарантинного экономического роста
Глобальный характер пандемии и ее влияние на мировую торговлю (включая прирост доли электронной торговли) может способствовать укреплению международного сотрудничества и дальнейшей разработке единых регламентов покупок и поставок через Интернет. Реалии текущего кризиса показали, что электронная коммерция может быть эффективным инструментом для потребителей, а также может стать экономическим двигателем как внутреннего роста экономики, так и всего международного товарооборота.
Видео: roscongress.org/sessions/eef-2019-tsifrovaya-transformatsiya-mezhdunarodnoy-torgovli-elektronnaya-kommertsiya-i-ne-tolko/search/#00:29:36.640
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19, СидимДомаЭкономика и Электронная торговля, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию цифрового сектора глобальной торговли.