В исследовании Национального рейтингового агентства (НРА) раскрывается природа нового кризиса, связанного с распространением COVID-19, приводится сравнительный анализ мер быстрого реагирования на него в разных странах, а также представляется обновленный макропрогноз, состоящий из трех сценариев развития событий в России.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.
Экономический кризис неизбежен.
В I квартале 2020 года в мировой экономике с достаточно большой скоростью реализовался эпидемиологический риск развития распространение нового вида вирусной инфекции COVID-19, что заставило правительства стран принимать меры быстрого реагирования, направленные, с одной стороны, на обеспечение безопасной санитарно-эпидемиологической обстановки, а с другой на поддержку национальных экономик.
Последствия кризиса превысят убытки от предыдущих кризисов.
Природа нового кризисного явления, связанного с распространением COVID-19, не сопоставима с кризисами 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. В то же время объем анонсированной странами фискальной и монетарной поддержки национальных экономик существенный и может быть оценен свыше 8% мирового ВВП.
Антирекорды уже достигнуты.
В мировой экономике основные каналы транзита негативных экономических эффектов связаны с разрушением цепочек предложения, снижением покупательной способности населения, занятого в наиболее пострадавших сегментах деятельности. Текущий кризис отметился своими антирекордами: китайский индекс закупок в промышленности в марте 2020 года опускался до минимального с 2004 года показателя, а в Америке количество заявок на пособия по безработице достигло своего максимального значения за всю историю наблюдений 3 млн 283 тыс.
Большое количество факторов неопределенности и комбинация последствий усложняют прогнозирование последствий.
Наибольшего внимания заслуживают не столько кризисные явления от COVID-19, сколько их комбинация с такими факторами, как нестабильность нефтяного рынка, волатильность финансового рынка насколько вероятно создание необходимых условий для полномасштабного глубокого кризиса с учетом накопленных проблем в мировой экономике. Прогностические модели указывают на то, что мировая экономика еще до эпидемиологического кризиса вошла в фазу циклического (структурного) кризиса. Об этом свидетельствовало синхронизированное снижение темпов роста мирового ВВП до 2,3% в 2019 по сравнению 3% в 2018 году, инверсия кривой доходности в США в 2019 году, снижение индексов деловой активности в развитых странах. Эксперты НРА выделили дополнительные факторы неопределенности:
· продолжительность карантина и возможность его многократного введения в течение года;
· масштаб и длительность принимаемых правительствами мер реагирования;
· глубина экономического кризиса и профиль восстановления после него.
Темпы восстановления китайской экономики дают надежду на ограниченный масштаб потерь.
Состояние китайской экономики, как первой страны пострадавшей от COVID-19, показывает признаки быстрого V-образного восстановления, что формирует позитивный сигнал для остальных стран. В наибольшей степени от COVID-19 пострадала китайская промышленность сокращение добавленной стоимости на 13,5%, однако данный фактор связан также с географическим размещением производственных мощностей и эпицентра вспышки.
Видео: https://roscongress.org/sessions/kitayskaya-model-ekonomiki-novye-realii/search/#00:22:31.168
Падение ВВП в России будет существенным, а восстановление может затянуться.
По оценкам НРА, для российской экономики развитие нового кризиса в комбинации с нестабильностью нефтяного рынка может привести в оптимистическом сценарии к снижению ВВП на 1,6% (консенсус-прогноз), а в пессимистическом сокращению на 7,1% (консенсус-прогноз). Каждая дополнительная неделя карантина ведет к сокращению ВВП в годовом исчислении на 1-2% (в зависимости от жесткости принимаемых мер). Пессимистический прогноз также предполагает L-образное восстановление экономики, что означает продолжение спада в 2021 году, хотя и в меньшем масштабе (спад в 2021 году может варьироваться в пределах 2-4%).
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.