Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Новые «выходные» дни. Влияние на исчисление сроков для целей налогообложения

Статьи
27 марта 2020
Новые «выходные» дни. Влияние на исчисление сроков для целей налогообложения
Источник
EY
Дата выхода
27.03.2020
Открыть PDF

Правовая коллизия в исчислении налоговых сроков

25 марта 2020 года состоялось телевизионное обращение Президента Российской Федерации В.Путина, посвященное мерам поддержки бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции.В развитие данных мер был принят, среди прочего, указ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (1) (далее «Указ»).

Указом в целях сохранения санитарно-эпидемологического благополучия населения на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции РФ с 30 марта по 3 апреля установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

В связи с этим возникают, в том числе, вопросы, как исчислять сроки, связанные с исполнением налогоплательщиками своих обязанностей (уплатой налоговых платежей, представлением отчетности и ответами на требования налоговых органов и др.), последний день которых приходится на период с 30 марта по 3 апреля, так как несоблюдение таких сроков влечет привлечение к ответственности как налогоплательщиков, так и их должностных лиц.

Для целей налогового законодательства рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (2).

Налоговым кодексом РФ понятия выходного и нерабочего праздничного дня не установлены. Институты, понятия и термины и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (3).

В данной ситуации применению подлежат положения трудового законодательства (4).

При этом положениями трудового законодательства:

  • установлен закрытый перечень времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (5);
  • предусмотрены следующие перерывы в работе: перерывы для отдыха и питания; специальные перерывы для обогревания и отдыха, выходные дни и нерабочие праздничные дни (6).

Выходные дни являются еженедельным непрерывным отдыхом, предоставляемым каждому работнику. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье (7). На практике к выходным дням относятся суббота и воскресенье (8).

Перечень нерабочих праздничных дней установлен ТК РФ и является закрытым (9).

Такой обязательный перерыв или такое время отдыха, как нерабочий день, законодательством не предусмотрены.

Следует отметить, что трудовым законодательством предусмотрено регулирование трудовых отношений указами Президента РФ. При этом указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому Кодексу РФ и иным федеральным законам (10).

С учетом изложенного, с формальной точки зрения установленные Указом нерабочие дни не соответствуют выходным и нерабочим праздничным дням, предусмотренным трудовым законодательством.

Как следствие, существует риск, что установленный Указом период с 30 марта по 3 апреля 2020 года будет признаваться рабочими днями для целей исчисления налоговых сроков.

Дополнительным аргументом для данного выводя служит то обстоятельство, что Указом предусмотрено пять категорий работников, на которые его действие не распространяется (11). Если учитывать установленные Указом нерабочие дни при исчислении налоговых сроков, допускается ситуация, при которой для части налогоплательщиков будет фактически установлен особый порядок исчисления налоговых сроков, что, по нашему мнению, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах (12).

Учитывая изложенное, мы ожидаем опубликование разъяснений государственных органов по данному вопросу и / или принятия нормативно-правовых актов, устраняющих рассмотренную выше неопределенность.

Правовые последствия

Таким образом существует риск, что сроки исполнения обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, окончание которых приходится на установленный Указом период с 30 марта по 3 апреля, продлеваться не будут.

В частности:

  • сроки уплаты налогов (например, ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций) не изменяются;
  • сроки ответов на требования налоговых органов о предоставлении документов (информации), пояснений, полученные налогоплательщиками, автоматически не продлеваются;
  • срок предоставления налоговой отчетности (например, по налогу на прибыль годовой отчет иностранных организаций сдается не позднее 28 марта) не изменяется.

При неисполнении соответствующей обязанности в срок, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. При этом просрочка уплаты налоговых платежей влечет начисление пеней на период просрочки.

Вместе с тем, мы полагаем, что с учетом чрезвычайного характера ситуации, риски привлечения к ответственности за несоблюдение вышеуказанных сроков являются низкими.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Если организация испытывает затруднения с исполнением предусмотренных НК РФ обязанностей, окончание срока исполнения которых приходится на установленный Указом период с 30 марта по 3 апреля, мы полагаем, что возможно ходатайствовать о продлении срока ответа на требования налогового органа и / или представления отчетности.

В качестве обоснования (мотивировки) такого ходатайства может выступить:

  • отсутствие сотрудников на рабочих местах в связи с исполнением Указа (13);
  • в г. Москве — соблюдение режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции, официально признанной обстоятельством непреодолимой силы в г. Москве (14);
  • в регионах — аналогичные обстоятельства, установленные нормативно-правовыми актами правительств регионов;

При этом в случае пропуска вышеназванных сроков у налогоплательщика есть возможность избежать привлечения к налоговой ответственности. Так, в ходе решения вопроса о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик может ходатайствовать об учете чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих его вину в совершении налогового правонарушения (15).

Авторы:

Алексей Нестеренко

Дмитрий Книженцев

Игорь Ямпольский


(1) Указ Президента РФ от 25марта 2020г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».

(2) Пункты 6, 7 статьи 6.1 НК РФ.

(3) Статья 11 НК РФ.

(4) Письмо Минфина России от 22 июля 2011 г. № 03-02-07/1-180.

(5) Статья 107 ТК РФ.

(6) Статьи 108-113 ТК РФ.

(7) Статья 111 ТК РФ.

(8) П. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках», п. 18 Административного регламента ФНС, утв. Приказом Минфина России от 18 января 2008 № 9н, Письма Минфина России от 23 марта 2009 г. № 3-3-05/192, от 22 июля 2011 г. № 03-02-07/1-180.

(9) Статья 112 ТК РФ.

(10) Статья 5 ТК РФ.

(11) Указ не распространяется на работников: (1) непрерывно действующих организаций, (2) медицинских и аптечных организаций, (3) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и первой необходимости, (4) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, (5) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

(12) Статья 3 НК РФ.

(13) При этом налогоплательщик не должен подпадать под критерии организаций, на работников которых Указ не распространяется.

(14) Указы Мэра г. Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, от 14 марта 2020 г. № 20-УМ и от 16 марта № 21-УМ.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
20 апреля 2020
Обзор мониторинга инвестиционной политики ЮНКТАД

В Мониторинге инвестиционной политики ЮНКТАД отражены актуальные меры, принимаемые государствами в секторе инвестиционной политики в условиях глобального распространения COVID-19, с акцентом на основных аспектах влияния пандемии коронавирусной инфекции на экономику.


Аналитические дайджесты
7 мая 2020
Серия дайджестов COVID-2019: рекомендации для ведения бизнеса в условиях пандемии

Фонд Росконгресс и Юридическая группа «Парадигма» представляют обзор основных законодательных изменений в связи с пандемией. Обзор обновляется по мере публикации/принятия новых инициатив.

Исследования
18 сентября 2020
Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы

«Эксперт РА» публикует обзор «Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы». В материале рассматриваются такие аспекты, как задачи нацпроектов в условиях кризиса, вызванного пандемией, а также вклад нацпроектов в компенсацию экономического спада.

Исследования
19 мая 2020
Макроэкономическая картина в России и мире за I квартал 2020 года

В исследовании Национального рейтингового агентства (НРА) раскрывается природа нового кризиса, связанного с распространением COVID-19, приводится сравнительный анализ мер быстрого реагирования на него в разных странах, а также представляется обновленный макропрогноз, состоящий из трех сценариев развития событий в России.