Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

За пределами банкинга: как банки могут использовать экосистемы для лидерства в сегменте МСП

Исследования
27 марта 2020

Положение МСП в банковской сфере

McKinsey & Company в своём исследовании рассматривают вопросы взаимодействия малого и среднего предпринимательства (МСП) с другими участниками рынка, в частности с банками, а также возможности по максимизации прибыли в рамках использования инновационных экосистемных предложений, отвечающих потребностям МСП.

Данный вопрос особенно важен в свете того, что малые и средние предприятия составляют основу многих экономик мира. Представляя собой одну пятую мировых банковских доходов, малые и средние предприятия приносят банкам около 850 миллиардов долларов годового дохода; ожидается, что этот показатель будет расти примерно на семь процентов ежегодно в течение следующих семи лет.

Авторы исследования также указывают, что ряд тенденций делают МСП всё более привлекательным сегментом рынка: например, отмечается, что клиенты, включая владельцев бизнеса, привыкли к удобным и индивидуальным услугам в своей личной жизни, при этом новые способы уменьшения издержек, среди которых можно назвать диджитализацию, повышают рентабельность малых и средних предприятий, которые выигрывают на фоне традиционных структур.

Эффективность экосистем

Для понимания необходимости развития бизнес-экосистем McKinsey & Company провели опрос 500 владельцев МСП в Северной Америке о тех процессах и вызовах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. На основе данного опроса авторы работы пришли к выводу, что основные задачи таких предпринимателей можно разделить на две группы: основные, которые направлены на развитие ключевых показателей бизнеса и являются главными движущими силами роста, а также административные — важные, но не приносящие прямую прибыль. Среди первых можно выделить поиск и сближение с потенциальными клиентами, управление поставкой продуктов и услуг, а также поддержание отношений с клиентами для развития бизнеса и увеличения прибыли, в то время как ко вторым относятся, например, бухгалтерский учёт, управление заработной платой, контроль за кредиторской и дебиторской задолженностью и так далее.

Опрос показал, что предприниматели предпочитают уделять больше времени ключевым задачам, и именно поэтому исследователи пришли к выводу, что идеальным решением для МСП будет создание эффективной экосистемы. Идея экосистемы состоит в том, чтобы предлагать широкий спектр услуг, необходимых МСП, включая, помимо прочего, банковское обслуживание, в единой интегрированной платформе. Это значительно сокращает время, затрачиваемое на поиск и доступ к другим продуктам и услугам; в это время владельцы МСП могут сконцентрироваться на основных задачах.

Роль финансовых институтов

Авторы исследования также говорят о роли финансовых институтов в процессе формирования экосистемы и о том, почему у них наиболее выгодная позиция в данном вопросе. Отмечается, что банки находятся в выгодном положении в вопросах развития экосистем малого и среднего бизнеса из-за данных клиентов, которые они собирают с их согласия, в том числе об их способности инвестировать и типе услуг, которые они могут предложить владельцам бизнеса.

В материале рассматриваются не только стратегические роли, которые могут выбрать финансовые институты (участие, управление, построение), способы монетизации (абонентская плата, комиссии и т. д.), но и пять ключевых принципов, которыми стоит руководствоваться при построении экосистемы:

1. Сосредоточьтесь на самых главных проблемах клиентов.

2. Начните с минимально жизнеспособного продукта и быстро масштабируйте.

3. Реализуйте ключевые решения для ИТ на ранней стадии.

4. Подумайте заранее о монетизации.

5. Постройте отдельную цифровую организацию.

Таким образом, авторы приходят к выводу о том, что создание экосистемного предложения для малых и средних предприятий — это рискованное и высокодоходное решение. И хотя осуществить его непросто, правильно реализованная экосистема имеет огромную ценность как для владельцев бизнеса, так и для банков: они смогут установить далеко идущие конкурентные преимущества и укрепить свои позиции среди клиентов малого бизнеса — и в сфере финансовых услуг, и за её пределами.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
1 сентября 2020
Как выжать из дистанционного обучения максимум пользы?

Профессиональное развитие неразрывно связано с процессом обучения. 1 сентября, в День знаний, мы публикуем лайфхаки от Макара Гончарова, GR-директора онлайн-школы Skyeng, которая выступает партнером Фестиваля науки и инноваций Science Fest 2020. Макар рассказал, как построить процесс дистанционного обучения максимально эффективно. Впрочем, его советы можно применять и при традиционных занятиях.

Исследования
28 мая 2020
Адаптация к новой инновационной реальности: тренды, технологии, перспективы

GenerationS представляет аналитический отчет «Адаптация к новой инновационной реальности: тренды, технологии, перспективы». Материал посвящен текущей ситуации в мире и ее влиянию на инновационную активность компаний и экосистему не только в России, но и мире в целом.


Экспертное мнение
30 августа 2021
Как превратить онлайн-кинотеатр в культурную платформу

Пандемия стала вызовом для каждого вида бизнеса. Для мультимедийных сервисов наступил момент переосмыслить свою стратегию и решить, чем они могут заинтересовать людей, оказавшихся на самоизоляции. О необычных новых форматах рассказывает генеральный директор Okko Максим Евдокимов.


Исследования
10 сентября 2020
Обзор отрасли жилищного строительства в РФ: облигации на смену ДДУ
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» оценили состояние отрасли жилой недвижимости после реформы. В материале представлены данные по таким актуальным аспектам, как объем текущего строительства в РФ, колебания спроса, выход девелоперов на облигационный рынок и др.