Пути назад нет
COVID-19 исключительная по масштабам катастрофа в области здравоохранения и экономики, которая значительно повлияет на образ жизни людей большей части мира. Рынок потребительских товаров и услуг претерпевает большие изменения, значительная часть которых сохранится и после окончания пандемии.
От всех компаний требуется максимальная мобилизация, непрерывный анализ и оперативная адаптация к изменениям рынка. Уже сейчас все большую ценность для покупателей приобретают товары и услуги, приносящие пользу здоровью и созданные с проявлением заботы об окружающей среде и обществе в целом.
Новые риски и возможности в отрасли потребительских товаров
В ближайшее время FMCG компаниям, придется приспосабливаться к быстроменяющимся условиям, начать формировать структуру и наращивать возможности для того, чтобы продолжить деятельность в ситуации неопределенности.
Что, кто и как
Для быстрого реагирования на меняющиеся условия рынка необходимо ответить на три ключевых вопроса.
ЧТО меняется каковы главные движущие силы изменений, их масштаб и устойчивость?- Как меняются экономические условия и отрасль здравоохранения?
- Что нужно потребителям именно сейчас и приведет ли это к долгосрочным переменам в их поведении?
- Как текущая ситуация повлияла на партнёров в цепочке создания ценности и как может повлиять на всю экосистему в будущем?
КТО нужен компаниям? С кем необходимо поддерживать связи как внутри компании, так и во всей экосистеме? Компаниям необходимо выстраивать взаимоотношения со всеми, кто влияет на успех бизнеса.
КАК реагировать? Какие действия необходимо предпринимать для успешной деятельности? Недостаточно проработать только одну область. Компании должны четко обозначить план действий по всем 10 ключевым процессам.
Влияние коронавируса на деятельность компаний
В связи с кризисом, вызванным COVID-19, приоритеты компаний отрасли потребительских товаров вынужденно сместились. Сейчас необходимо предпринимать ответные меры для поддержания непрерывного функционирования бизнеса, затем реструктурировать взаимоотношения с клиентами и трансформировать внутренние процессы, и, наконец, предпринять все необходимое для будущего роста и стабильной работы компании.
СЕЙЧАС: Какие первостепенные действия должны быть предприняты для быстрого РЕАГИРОВАНИЯ
- Наладить работу кросс-функционального центра управления для отслеживания ключевых показателей эффективности.
- Сфокусироваться на выполнении только ключевых бизнес-процессов.
- Сформировать оперативную группу по созданию гибкой цифровой рабочей среды.
- Проанализировать изменения в спросе и каналах продаж, фокусируясь на онлайн-продажах.

ЗАТЕМ: Как РЕСТРУКТУРИРОВАТЬ взаимоотношения с клиентом и внутренние процессы
- Пересмотреть стратегию производимых продуктов с учетом сложившейся ситуации.
- Перераспределить и перепрофилировать рабочие ресурсы при необходимости.
- Привлекать сторонние организации в процессах производства и логистики при необходимости.

В БУДУЩЕМ: Какие действия необходимо предпринять для дальнейшего ПРЕОБРАЗОВАНИЯ бизнеса
- Ускорить переход на интеллектуальную операционную модель, основанную на данных (для поддержки новой бизнес-модели).
- Пересмотреть инвестиционные планы.
- Изучать рынок в целях поиска возможностей M&A сделок.
Текущая ситуация значительно ускоряет перемены на рынке потребительских товаров и услуг. Пока никто не может сказать, сколько продлится кризис. Важно, чтобы руководители компаний действовали здесь и сейчас и при этом не забывали о будущем.