Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Зелёные финансы: повестка дня для России. Диагностическая записка

Исследования
30 декабря 2019

Рынок зелёных облигаций быстро развивается

Рынок зелёных облигаций возник в 2007–2008 годах в результате первых эмиссий международными банками развития и в настоящее время представляет собой быстро растущий и перспективный в долговременной перспективе сегмент мирового финансового рынка. При этом наблюдается повышенный интерес со стороны крупных институциональных инвесторов. В первом полугодии 2018 года объём выпусков зелёных облигаций развивающихся стран составил $14,6 млрд, или 19% от общего объёма эмиссии 1 полугодия 2018 года. По прогнозам экспертов, с учётом наднациональных организаций развивающихся стран (например, таких как Азиатский банк развития — Asian Development Bank или Африканский банк развития — African Development Bank) доля эмиссии зелёных облигаций развивающихся стран уже в ближайшее время увеличится до $21,5 млрд и составит 28%.

По состоянию на 1 сентября 2018 года около 50 российских компаний, проявлявших активность в сфере зелёных инвестиций, осуществили 420 выпусков корпоративных или концессионных облигаций на сумму 6,5 трлн руб. Тридцать семь выпусков на сумму 1,3 трлн руб. включены в Список ценных бумаг, допущенных к торгам ПАО Московская Биржа, и планируются к размещению. Ряд эмитентов из этого списка имеют хорошие шансы на зелёную маркировку облигаций. Однако при формировании национальной системы верификации зелёных облигаций необходимо предусмотреть возможности для её синхронизации с уже существующими международными системами; кроме того, необходимо учесть и особенности структуры российской экономики.

0050.2_Зелёные финансы повестка дня для России Диагностическая записка.png

Россия заинтересована в дальнейшем развитии рынка зелёных финансов

Возможность инвестирования в зелёное развитие создаёт спрос со стороны национальных предприятий и будет способствовать росту трансфера зелёных технологий из-за рубежа и повышению технологической оснащённости компаний. К тому же в России уже заложена правовая основа для перехода к зелёной экономике, принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на реализацию мер в области смягчения изменений климата и адаптации к климатическим изменениям.

В настоящее время в России применяется ряд инструментов, направленных на формирование и развитие рынка зелёных финансов, в том числе методология и стандартизация, оценка экологических рисков, экологический аудит, индексы и рейтинги. Разработаны и администрируются экспертными структурами реестры нефинансовых отчётов.

Для полноценного формирования и развития рынка зелёных финансов в России предстоит ещё многое сделать

Несмотря на то, что нормативная база для оценки зелёных проектов создана и работает, система верификации и сертификации зелёных облигаций и иных финансовых инструментов в России пока не создана. В России нет единых принципов зелёных финансов, а также методик их верификации и сертификации. В связи с этим на первом этапе предлагается самоидентификация участниками рынка, раскрытие соответствующей информации при параллельной работе с существующими институтами экологической экспертизы для развития направления верификации и сертификации зелёных финансовых инструментов.

Авторы диагностической записки также представили дорожную карту развития рынка зелёных финансов в России, которая включает в себя задачи по выработке идеологии и консолидированной позиции регуляторов в отношении рынка зелёных финансов на национальном уровне, комплекс мероприятий по созданию единого национального методологического центра в сфере зелёных финансов, создание и утверждение принципов, стандартов и таксономии, формирование системы верификации зелёных инструментов и другие меры.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
31 октября 2019
Национальные цели развития и пути их достижения

В статье рассмотрены острые экономические проблемы страны и обоснована необходимость ускорения социально-экономического развития; рассмотрены пути достижения национальных целей развития и показано, что национальные проекты являются важным, но далеко не единственным механизмом их достижения. Определена настоятельная потребность в формировании полноценной комплексной стратегии социально-экономического развития страны на перспективный период, с учетом имеющегося опыта разработки стратегических документов на федеральном и региональном уровне. Особое внимание уделено опыту стратегического планирования развития Санкт-Петербурга. Определена необходимость создания стимулов для развития бизнеса и формирования благоприятного инвестиционного климата. Определены методы активизации механизмов реализации национальных и региональных проектов и программ развития, включая конкретные методы достижения целей — проведение постоянного мониторинга их достижения, использование методов регуляторной гильотины, тройной спирали и др.


Исследования
8 июня 2020
О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки. Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования

В бюллетене Департамента исследований и прогнозирования Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) рассматриваются состояние финансового рынка в период пандемии и вопросы денежно-кредитной политики в сложившихся из-за пандемии условиях.

Исследования
20 октября 2020
ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ. Доклад для общественных консультаций
В консультативном докладе Банка России «Цифровой рубль» представлены возможные варианты и способы реализации фиатной валюты «цифровой рубль», а также необходимые функциональные требования к ней.
Исследования
30 января 2018
Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы Россия

Исследование инвестиционной привлекательности представляет собой ежегодный отчет по странам Европы, включающий статистические и иные данные в инвестиционной сфере. Данный отчет посвящен России.