Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Взаимосвязь в эпоху цифровых технологий. Цифровое будущее торгово-экономического сотрудничества стран Евразии

Исследования
26 ноября 2019

Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств


Данный справочный документ подготовлен в рамках исследовательского проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств», координируемого Международным институтом прикладного системного анализа (МИПСА). Работа в рамках проекта направлена на прогнозирование дальнейшего экономического сотрудничества на пространстве Большой Евразии и взаимодействия между различными интеграционными процессами в данном регионе. Термин «Большая Евразия» представляет собой попытку охватить государства и регионы Европы, Кавказа, Центральной, Северной и Восточной Азии, которые все вместе составляют большую часть мировой экономики, в то время как крупнейшими игроками в рассматриваемом регионе являются Китай, ЕС и ЕАЭС. При том что в настоящее время политические и экономические отношения между ЕС и Россией остаются напряжёнными, МИПСА в рамках своего проекта на основе убедительных научных фактов и оценок успешно способствует развитию деполитизированного диалога между заинтересованными сторонами во всех сферах и регионах.

Необходимость новой экономической политики и законодательства для торгово-экономического сотрудничества стран Евразии


Авторы документа признают, что традиционные подходы к региональной экономической интеграции в будущем могут оказаться неэффективными, поскольку цифровые решения дают людям и предприятиям возможность связываться друг с другом напрямую вне зависимости от наличия между ними государственных границ. Существующие международные соглашения, регулирующие торговые и инвестиционные потоки, обычно не учитывают изменчивый характер этих потоков. Поэтому МИПСА заявляет о необходимости формулирования новых принципов экономической политики и нового законодательства. Для разработки новой политики необходимо проанализировать стратегические интересы основных игроков Большой Евразии, которые стоят за их внешнеэкономической политикой и программами в области технологического и цифрового развития, а также совместимость их интересов и возможные спорные области.

Сравнение уровней цифровизации


Для сравнения уровней цифровизации между странами и региональными объединениями в документе используются различные показатели, включающие валовые внутренние расходы на исследования и разработки, экспорт товаров и услуг в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), индекс развития ИКТ, индекс регулирования блокчейна и криптовалют, статистику в области интеллектуальной собственности и др.

Стратегии цифровизации Большой Евразии


Стратегии цифровизации Китая характеризуются множеством масштабных общих целей, но меньшим количеством конкретных шагов и индикаторов успеха в достижении конкретных целей. Целями китайских стратегий являются превращение информатизации в ведущий драйвер модернизации, содействие информационной реформе и создание новых стимулов для международной конкуренции. Стратегии ЕС содержат значительно меньше целей, чем китайские, однако эти цели сформулированы более чётко и сопровождаются контрольными показателями. В свою очередь, принятая государствами-членами ЕАЭС Цифровая повестка до 2025 года призвана способствовать ускоренному переходу к новой экономике, достижению качественного и устойчивого экономического роста, созданию благоприятных условий для инновационного развития, формированию новых отраслей и рынков, обновлению механизмов интеграции, росту экономической эффективности и повышению конкурентоспособности.

Перспективы сотрудничества: предварительные выводы


МИПСА рекомендует создавать международные исследовательские группы и экспертные платформы, совместные центры компетенций и аналитические центры, осуществлять совместное развитие отраслевой науки, совместное освоение перспективных направлений цифровой экономики и их внедрение в производство. Важным представляется формулирование чётких и общих определений цифровых технологий, цифровой экономики и их количественных показателей. Кроме того, при осуществлении сотрудничества в рамках Большой Евразии необходимо учитывать культурные традиции разных стран и регионов.
Поиск оптимального и экономически целесообразного финансирования имеет первостепенное значение для успеха любой цифровой стратегии. Ещё одной областью сотрудничества может стать работа по сближению нормативных стандартов в области цифровизации. Наконец, МИПСА подчёркивает важность развития сотрудничества в отдельных секторах экономики и использования цифровых технологий в трансграничном электронном управлении.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
3 августа 2017
Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств-членов Евразийского экономического союза

В данном отчете сделана попытка ответить на ряд вопросов по цифровой экономике в части промышленности для решения задач, которые поставлены руководителями стран ЕАЭС, а именно в каких направлениях двигаться государствам-членам ЕАЭС, какие проекты могут стать драйверами цифровой трансформации промышленности, какова связь цифровой трансформации промышленности с цифровой экономикой им другими отраслями экономики и т.д.

Исследования
7 августа 2017
Процессы в миграционной сфере и перспективы евразийской интеграции: опыт регионов

Аналитический вестник № 19 (676) подготовлен к заседанию Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20 июня 2017 года

Исследования
17 августа 2018
Без преувеличений: перспективы Южного газового коридора к 2030 году

В докладе, подготовленном экспертами Оксфордского института энергетических исследований, рассматриваются потенциальные источники поставок, вопросы спроса и транспортировки и условия, необходимые для того, чтобы поставки газа через Южный коридор могли конкурировать с другими предложениями на европейском рынке.