Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Рейтинг соблюдения цифровых прав

Исследования
19 мая 2020

Данное исследование, подготовленное общественной организацией РосКомСвобода, направлено на оценку политик и практик 11 популярных веб-сервисов Рунета по следующим параметрам:

— раскрытие данных в рамках взаимоотношений с государственными органами;

— соблюдение стандартов защиты цифровых прав человека;

— принятие усилий для обеспечения права пользователей на свободу информации и тайну частной жизни.

Стоит отметить, что данное исследование основано на общедоступных документах. За основу взяты принципы методологии Ranking Digital Rights, которые были адаптированы с учётом российских реалий. При этом исследуемые параметры были сгруппированы по четырём основным темам:

· транспарентность;

· права потребителя;

· приватность;

· свобода информации.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.

Частные компании играют сегодня особую роль в обеспечении гражданских прав и свобод

С распространением интернета (в январе 2020 г. насчитывалось 94,4 млн активных пользователей Рунета) и ростом, в связи с этим, количества законов, регулирующих отношения в цифровом пространстве, растёт роль компаний в обеспечении прав и свобод граждан в этой сфере. Особо выделяется обязанность частных компаний уважать права человека независимо от обязательств государства или от выполнения этих обязательств.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-gotova-li-rossiya-k-novym-vyzovam-v-kiberprostranstve/search/#00:41:51.360

Большинство компаний не смогли показать высокий результат в сфере транспарентности, приватности, свободы информации и соблюдения прав потребителей

Большинство компаний не смогли в достаточной степени раскрыть свои обязательства по соблюдению прав человека на приватность и свободу информации. Положительную динамику показали сервисы, входящие в Mail.ru Group (например, VK и Odnoklassniki). Ни одна из компаний не получила наивысший балл в отношении политики рассмотрения жалоб, то есть ни один из данных сервисов не имеет понятной и доступной политики рассмотрения жалоб. Важно отметить, что из всех рассматриваемых компаний только Хабр публикует отчёт о транспарентности.

Несмотря на широкое распространение запросов правоохранительных органов к компаниям о предоставлении данных пользователей, Хабр — единственный, кто

раскрывает информацию о количестве таких запросов. При этом VK и Озон частично раскрывают процедуру ответов на запросы государственных органов о предоставлении информации о пользователе. Остальные сервисы не дают никакой информации по данному поводу. Что касается Пользовательских соглашений и Политики конфиденциальности — у большинства компаний они объёмны и в некоторых случаях изложены непростым для понимания пользователями языком.

Стоит отметить, что в отношении работы службы поддержки ни одна из компаний не получила низшую оценку, что является неплохим результатом по данному показателю.

Таким образом, приемлемый уровень транспарентности и соблюдения стандартов по защите цифровых прав пользователей (выше 50%) показал из всех проанализированных сервисов лишь Хабр, набрав 57%, при этом самый худший показатель у Wildberries — 14%.

Видео: https://roscongress.org/sessions/vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki-rol-sotsiokulturnoy-sredy-i-infrastruktury-dlya-razvitiya-biznesa/search/#00:32:14.112

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Цифровизация и Кибербезопасность, которые посвящены современным научным инновациям и разработкам в сфере инфраструктуры компьютерных систем.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Банки: новые возможности в условиях цифровизации

Развитие банков происходит в конкурентной среде. Клиенты ожидают взаимодействия по цифровым каналам и постоянного улучшения уровня сервиса. В то же время банки вынуждены замещать иностранное программное обеспечение и подвергаются кибератакам. Необходимо выработать подходы к сложившимся новым экономическим и технологическим условиям.

Исследования
7 мая 2018
Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация.

Настоящий доклад относится к числу работ Центра стратегических разработок посвященных трансформации системы государственного управления.

Аналитические дайджесты
25 мая 2020
Россия и её регионы в международной торговле ИКТ-услугами

В очередном выпуске из серии аналитических дайджестов «Росконгресс Инсайдер» раскрывается положение России и её регионов в международной торговле услугами в сфере информационно-коммуникационных технологий.


Исследования
26 марта 2018
Мобильные платежи на рынках развивающихся стран: вопрос доступности финансовых услуг

Удовлетворение потребностей в мобильных платежах населения, не пользующегося банковскими услугами, в развивающихся странах представляется как огромная возможность. Поставщикам таких услуг необходимо четкое представление о том, что движет направлением мобильных платежей и руководство инновационным мышлением.