Данное исследование, подготовленное общественной организацией РосКомСвобода, направлено на оценку политик и практик 11 популярных веб-сервисов Рунета по следующим параметрам:
раскрытие данных в рамках взаимоотношений с государственными органами;
соблюдение стандартов защиты цифровых прав человека;
принятие усилий для обеспечения права пользователей на свободу информации и тайну частной жизни.
Стоит отметить, что данное исследование основано на общедоступных документах. За основу взяты принципы методологии Ranking Digital Rights, которые были адаптированы с учётом российских реалий. При этом исследуемые параметры были сгруппированы по четырём основным темам:
· транспарентность;
· права потребителя;
· приватность;
· свобода информации.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.
Частные компании играют сегодня особую роль в обеспечении гражданских прав и свобод
С распространением интернета (в январе 2020 г. насчитывалось 94,4 млн активных пользователей Рунета) и ростом, в связи с этим, количества законов, регулирующих отношения в цифровом пространстве, растёт роль компаний в обеспечении прав и свобод граждан в этой сфере. Особо выделяется обязанность частных компаний уважать права человека независимо от обязательств государства или от выполнения этих обязательств.
Большинство компаний не смогли показать высокий результат в сфере транспарентности, приватности, свободы информации и соблюдения прав потребителей
Большинство компаний не смогли в достаточной степени раскрыть свои обязательства по соблюдению прав человека на приватность и свободу информации. Положительную динамику показали сервисы, входящие в Mail.ru Group (например, VK и Odnoklassniki). Ни одна из компаний не получила наивысший балл в отношении политики рассмотрения жалоб, то есть ни один из данных сервисов не имеет понятной и доступной политики рассмотрения жалоб. Важно отметить, что из всех рассматриваемых компаний только Хабр публикует отчёт о транспарентности.
Несмотря на широкое распространение запросов правоохранительных органов к компаниям о предоставлении данных пользователей, Хабр единственный, кто
раскрывает информацию о количестве таких запросов. При этом VK и Озон частично раскрывают процедуру ответов на запросы государственных органов о предоставлении информации о пользователе. Остальные сервисы не дают никакой информации по данному поводу. Что касается Пользовательских соглашений и Политики конфиденциальности у большинства компаний они объёмны и в некоторых случаях изложены непростым для понимания пользователями языком.
Стоит отметить, что в отношении работы службы поддержки ни одна из компаний не получила низшую оценку, что является неплохим результатом по данному показателю.
Таким образом, приемлемый уровень транспарентности и соблюдения стандартов по защите цифровых прав пользователей (выше 50%) показал из всех проанализированных сервисов лишь Хабр, набрав 57%, при этом самый худший показатель у Wildberries 14%.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Цифровизация и Кибербезопасность, которые посвящены современным научным инновациям и разработкам в сфере инфраструктуры компьютерных систем.