Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика
Как утверждают авторы доклада, в документах стратегического планирования Дальнему Востоку создают репутацию особой территории, но на практике у правительства нет планов существенно увеличить инвестиции в него в ближайшие годы. Так, в комплексном плане развития магистральной инфраструктуры на этот федеральный округ пока предусмотрено не более 3%, а крупные инвестиции там возможны, только если будут одобрены мегапроекты — например, строительство моста на Сахалин.

Расходы бюджетов регионов Дальнего Востока на инфраструктуру в 2018 году выросли в номинальном выражении впервые за три года — до 93,4 млрд руб., или почти на 11% к прошлому году. Их доля в валовом региональном продукте (ВРП) округа, напротив, сократилась до 1,99% с 2,2% в 2017‑м. Причем рост и падение связаны с присоединением к федеральному округу Бурятии и Забайкальского края. Лидеры по объему вложений в инфраструктуру округа — Сахалинская область, Хабаровский край и Якутия, на них приходится больше 60% всех инвестиций. Впрочем, в 2018 году разрыв внутри тройки лидеров сократился, а Хабаровский край и вовсе обогнал Якутию. Меньше всего инвестирует все так же Еврейская автономная область, а в Магаданской области произошло их падение почти втрое. Авторы доклада ожидают, что лидеры и их разрыв с отстающими регионами Дальневосточного федерального округа (ДФО) существенно поменяются в следующие два-три года. По оценке InfraONE, минимальная дополнительная потребность инфраструктуры Дальнего Востока в 2019‑2021 годах составляет около 150‑180 млрд руб., или порядка 5‑6% потребности всей России. После 2021 года минимальная потребность ДФО, вероятно, будет расти на 12‑15% ежегодно, а для развития округу понадобится 350‑355 млрд руб. вложений к 2022 году.

Индекс развития инфраструктуры ДФО по итогам 2018 года опустился ниже среднероссийского (5,44 и 5,59 соответственно), тогда как год назад индексы округа и страны совпадали и составляли 5,7. На показатель негативно повлияло включение в состав ДФО Бурятии и Забайкальского края. По мнению авторов доклада, как минимум в следующие два года округу вряд ли удастся вернуться к средним по России значениям индекса или обогнать их. Только у Чукотского автономного округа, Камчатского и Хабаровского краев, а также Сахалинской и Магаданской областей уровень развития инфраструктуры по‑прежнему выше среднероссийского. Лучше, чем в среднем по России, на Дальнем Востоке развита лишь социальная инфраструктура: 5,68 против 5,42. Но и это скорее формальное достижение, так как оно больше связано с оттоком населения, а не с инвестициями в отрасль. Как и в предыдущем рейтинге сильнее всего отстает транспорт, причем за год разрыв увеличился. В 2019 году индекс развития транспортной инфраструктуры в округе опустился на отметку 2,90, в то время как значение данного показателя в среднем по стране составило 3,21.

На Дальнем Востоке с момента появления закона о концессиях заключено 33 таких соглашения дороже 100 млн руб. почти на 80 млрд руб., это 10% по количеству и 10,8% по объему вложений концессионного рынка всей страны. Наиболее активно применяют инструменты государственно-частного партнерства в Бурятии, у которой шесть проектов, а также в Камчатском крае и Сахалинской области, которые запустили по пять концессий каждый. А больше всего инвестиций привлекли Хабаровский край (37,9 млрд руб.) и Амурская область (24 млрд руб.).

В Дальневосточном федеральном округе, по оценке InfraONE, готовится и находится в относительно продвинутой стадии 29 проектов объемом порядка 817,7 млрд руб. Значительная часть из них — в автодорожной сфере и в ЖКХ (по пять проектов, суммарно на 215,6 млрд руб.), но больше всего инвестиций требует железнодорожная отрасль — 540,3 млрд руб. на единственный проект строительства моста на Сахалин. Потенциал запуска вошедших в перечень проектов сопоставим со средним по стране, но последний пока не слишком оптимистичный (всего 2,4 из 5). Поэтому InfraONE ожидают, что в ближайший год на Дальнем Востоке могут начать реализовываться не более семи проектов с объемом вложений 26,1 млрд руб.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
29 декабря 2022
Сглаживание швов при переходе к цифровой реальности в логистике

Цифровизация остается ключевым трендом для экономического развития территорий, в области грузоперевозок данный вопрос стоит особенно остро ввиду наличия значительно количество требований со стороны грузоотправителей и государства. Переход к платформенным решениям, использование передовых технологий при погрузке и транспортировке снимает большинство проблем, но следует не забывать и о других «швах» требующих внимания заинтересованных сторон.


Аналитические дайджесты
21 мая 2020
Инвестиции в инфраструктуру: как повлияют на отрасль и нацпроекты низкие цены на нефть?
Исследование аналитиков InfraOne Research посвящено возможным сценариям развития российских инфраструктурных и национальных проектов в условиях нефтяного кризиса и распространения пандемии коронавируса и её последствий.
Исследования
23 мая 2017
«Зеленая» экономика России: новые инвестиционные возможности

Создание «зеленой» низкоуглеродной экономики — это необходимый этап устойчивого социально-экономического развития России при изменяющихся природно-климатических условиях и продолжающихся процессов глобализации.