Invest in Russia — invest in Russian regions!
All analytics

Europe Under Fire from US Secondary Sanctions

Research
4 July 2019
Европа под огнём вторичных санкций США
Source
Release date
06/06/2019
Authors
Open PDF

This report of the Valdai Discussion Club was specially prepared for the St. Petersburg International Economic Forum 2019.

According to the authors of the report, politically and militarily, the modern world has been multipolar for quite long, but economically, the world remains unipolar. The US ability to use coercive economic measures is considerably higher than that of all other countries, and so major foreign companies involved in dollar transactions and reliant on the US market defer to American demands even where their own governments are critical of US actions. This is why the US remains the leader in imposing unilateral economic sanctions. Washington leads both in the number of sanctions and the sheer might of the government machinery involved in enforcing them.

During the past three decades, however, such sanctions are increasingly exterritorial in application, hitting companies and organizations from numerous other countries. The fact that exterritorial sanctions are possible at all is due to the dominant position of the US financial system in the context of international financial transactions and the close links that many major companies have with the US market. All foreign players who have some degree of relationship with US financial institutions, companies, or markets come under US national law. Apart from purely economic benefits, this global economic role gives the Americans powerful political leverage.

Despite its economic clout and growing number of sanctions programs, the EU is still no match for the US in terms of leverage. The European Union has been attempting to do something to protect itself from US secondary sanctions since at least the early 1990s. A powerful incentive was furnished by the US withdrawal from the Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA) on the Iranian nuclear program. Washington has unilaterally resumed large-scale financial and sectoral sanctions against Iran. As a result, a large number of companies operating on the Iranian market, including European firms, are threatened with secondary sanctions and subsequent fines. The EU has reintroduced the so-called Blocking Statute (1996) supposed to protect European companies from secondary sanctions. But numerous EU companies have already left Iran.

In today’s world, there are at least two major economic centers that are strong enough to create an alternative system of settlements so as to shield themselves from US sanctions. These are the EU and China. However, the authors believe that both the EU and China lack any serious motives to create a global alternative in the nearest future. But this does not mean that China will not be compelled to move in this direction in the future, especially if the competition between China and the US picks up momentum. Washington can go beyond the trade war by imposing sanctions to contain China’s technological development. In this case, China could take extensive measures in response. However, in the authors’ opinion, nothing suggests that this scenario will actually materialize, at least in the next few years.

Anlytics on the topic

All analytics
Research
26 November 2019
Connectivity in the Digital Age. Digital Futures of Trade and Economic Cooperation in Eurasia

This background paper of the International Institute for Applied Systems Analysis aims to review the current level of digitalization and technological development of China, the EU, and the EAEU, analyze their digitalization strategies, and give preliminary recommendations on prospects of cooperation in the field of digitalization in Greater Eurasia.

Research
28 September 2020
Latin America’s fight against the pandemic: challenges and opportunities for national governments

Social, economic, cultural and political processes in Latin America in the course of the COVID-19 pandemic, as well as the most relevant trends in the energy sector of the region, are analyzed in the study by the Roscongress Foundation.


Research
12 December 2018
A Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility

This publication by OECD discusses social, economic, and political implications of low social mobility and suggests policies to help resolve this issue.

Research
7 December 2020
Averting a lost COVID generation

In the report published in the run-up to World Children’s Day 2020, UNICEF calls for averting a lost generation as COVID-19 threatens to cause irreversible harm to children’s education, nutrition and wellbeing.

Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Европа под огнём вторичных санкций США

Исследования
4 июля 2019

Данный доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» был подготовлен специально для Петербургского международного экономического форума — 2019.

По мнению авторов доклада, с военно-политической точки зрения современный мир давно можно считать многополярным. Однако с точки зрения экономической власти мир по-прежнему однополярен. Возможности США использовать принудительные экономические меры существенно превосходят возможности остальных стран, а иностранные крупные компании, ведущие расчёты в долларах и рассчитывающие на американский рынок, лояльны к требованиям американцев даже тогда, когда их правительства критически относятся к их действиям. Поэтому США сохраняют свою лидирующую роль в качестве инициатора односторонних экономических ограничений. Вашингтон лидирует как по их количеству, так и по мощи государственного аппарата, задействованного в политике санкций.

В последние три десятилетия вторичные санкции всё больше становятся экстерриториальными: под них попадают компании и организации из множества других стран. Сама возможность экстерриториальных санкций определяется высокой востребованностью американской финансовой системы в международных расчётах и тесными связями с американским рынком многих крупных компаний. Нормы национального законодательства распространяются на всех иностранных игроков, которые так или иначе связаны с американскими финансовыми институтами, компаниями или рынками. Помимо чисто экономических выгод, подобная роль в мировой экономике даёт американцам серьёзный политический рычаг.

У Европейского союза, несмотря на экономическую мощь и растущее число санкционных программ, пока нет сопоставимых с США рычагов. По меньшей мере с 1990-х годов ЕС пытался предпринять меры для защиты от вторичных санкций США. Серьёзным стимулом стал выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Вашингтон в одностороннем порядке возобновил действие масштабных финансовых и секторальных санкций против Ирана. Под угрозой вторичных санкций и последующих штрафов оказалось значительное число компаний, работающих на иранском рынке, включая европейские фирмы. ЕС возобновил действие так называемого Блокирующего статута 1996 года, который должен защитить европейские компании от вторичных санкций. Однако значительное число крупных компаний из ЕС уже покинуло Иран.

В современном мире существует как минимум два крупных экономических центра, чья мощь могла бы быть использована для создания альтернативных систем расчётов с целью защититься от американских санкций, — ЕС и Китай. Однако, по мнению авторов доклада, в ближайшей перспективе серьёзных мотивов создавать глобальные альтернативы нет ни у тех, ни у других. У Китая вероятность появления таких мотивов в будущем выше, особенно если конкуренция между Китаем и США будет нарастать. Вашингтон может дополнить торговую войну политикой санкций в интересах сдерживания технологического развития КНР. В этом случае Китай может пойти на масштабные ответные меры. Тем не менее, по мнению авторов доклада, такой сценарий не является заранее определённым, и он вряд ли будет реализован в перспективе ближайших нескольких лет.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
9 января 2017
Отчет о глобальных рисках 2017

В своем 12-м издании «Отчет о глобальных рисках 2017» эксперты Всемирного экономического форума в Давосе выделяют наиболее значимые долгосрочные риски для всего мира.

Статьи
17 августа 2018
Расписание событий торговой войны Д. Трампа: новейшие данные

В статье, подготовленной экспертами Института мировой экономики Петерсона, рассмотрено развитие развязанной Президентом США торговой войны — наиболее острые торговые конфликты — с использованием новейших доступных данных и представлением в виде временных рядов.


Экспертное мнение
5 октября 2021
Возможности реализации потенциала экономического взаимодействия в рамках Большой Евразии на пути к Большому Евразийскому партнерству

В статье выявлены ключевые современные структурные и конъюнктурные факторы-вызовы для экономик стран Большой Евразии, представлен краткий анализ прямых иностранных инвестиций в страны ЕАЭС, даны предложения по результативному инвестиционному взаимодействию в рамках Большой Евразии и формирования в перспективе Большого Евразийского партнерства.

Исследования
6 мая 2020
Обзор доклада Всемирного Банка «Экономический фокус Южной Азии, весна 2020 г.»

Эксперты Фонда Росконгресс представляют обзор доклада Всемирного Банка «Экономический фокус Южной Азии, весна 2020 г.»