Северный морской путь имеет большое значение для российской Арктики, однако успех развития региона зависит от создания современной инфраструктуры и опорных зон, к формированию которых уже приступили в правительстве России.
Основными темами, поднятыми для обсуждения, являлись современное состояние Северного морского пути и перспективы его развития, в том числе проблемы и возможности отечественного судостроения. Модернизация и развитие инфраструктуры Арктической транспортной системы определены как стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Ключевым элементом Арктической транспортной системы является Северный морской путь, однако для решения стратегических задач государства в Арктике необходимо формирование единой Арктической транспортной системы, которая должна включать и Северный морской путь, и комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также береговой инфраструктуры.
Основными сдерживающими факторами совершенствования и создания новых арктических транспортных маршрутов являются низкие темпы развития береговой инфраструктуры вдоль трасс Северного морского пути и неразвитость, а часто и полное отсутствие, железнодорожной инфраструктуры.
Формирование опорных зон развития должно помочь в преодолении подобных сдерживающих факторов. В соответствии с новой редакцией государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», опорные зоны представляют собой комплексные проекты социально-экономического развития с синхронным применением инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе основанных на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнёрства.
Закрыть