На основании прогнозов состояния климата в Арктике можно предположить, что навигация по Северному морскому пути в среднесрочной перспективе незначительно превысит сегодняшние значения. Предположительно, к 2030 году сезон навигации в условиях предельной концентрации льда в воде до 10% может продолжаться до девяти недель, а в условиях его концентрации до 40% ещё по пять недель до и после основного сезона. В «западных» арктических морях Баренцевом и Норвежском условия для судоходства уже сейчас более благоприятные. В других арктических морях (Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском, Баффина и Гренландском) природно-климатические условия в обозримой перспективе останутся такими же суровыми.
Стабильной и прогнозируемой будет оставаться военно-политическая обстановка в Арктике. Однако присутствуют некоторые обстоятельства, которые могут повлиять на сокращение международного сотрудничества в регионе, и связаны они прежде всего с рассмотрением границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и возможным участием арктического региона во всемирной гонке вооружений.
При этом в ближайшее время не стоит ожидать ясности в вопросе о границах континентального шельфа, поскольку рассмотрение представлений прибрежных стран в Комиссии по границам континентального шельфа занимает значительное время.
Так или иначе, арктическое сотрудничество будет подвергаться серьёзным испытаниям на прочность. Ввиду особенностей современной политической ситуации большое значение для России будет иметь защита Арктики от негативного влияния кризиса в отношениях между Россией и Западом.
Закрыть