Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Комплексное управление морским природопользованием в Арктике

Исследования
4 апреля 2019

В последние годы в Арктическом совете (АС) обсуждаются пути оптимизации управления морскими пространствами в Северном Ледовитом океане, исходя из экосистемного подхода. Однако внедрение принципов морепользования, основанного на данном подходе, требует решения вопросов, связанных с несовпадением границ экосистем с границами национальной юрисдикции прибрежных стран, необходимостью сопряжения региональных мер пространственного планирования с деятельностью отраслевых международных организаций и необходимостью консолидации усилий по научному обоснованию мер по комплексному управлению морским природопользованием в Арктике.

1.PNG

В силу того обстоятельства, что суверенитет, юрисдикция и суверенные права арктических стран распространяются на значительную часть, но не на все акватории Северного Ледовитого океана, возможности Арктического совета по принятию решений, ограничивающих права третьих стран в морских пространствах за пределами действия национальной юрисдикции его государств-членов, ограничены. Однако авторы исследования приходят к выводу, что Арктический совет в качестве ответственного регионального механизма может играть центральную роль в решении соответствующих задач, расширяя и институционализируя координацию и сотрудничество с действующими в регионе глобальными и региональными отраслевыми организациями и соглашениями.

Синергетического эффекта можно было бы достичь в случае учреждения в рамках Арктического совета (или под его эгидой) региональной программы, в задачи которой входили бы системное планирование, координация и обобщение (интеграция) результатов проводимых научных исследований в интересах внедрения комплексного подхода к морскому природопользованию; подготовка рекомендаций по пространственному планированию для принятия решения министерскими сессиями Совета после рассмотрения Комитетом старших должностных лиц Арктического совета (КСДЛ); придание целенаправленного характера сотрудничеству соответствующих структур АС с национальными и международными научными организациями, проводящими комплексные исследования в Арктике (такими как Международный совет по исследованию морей (ИКЕС), Северотихоокеанская организация по исследованию моря (ПИКЕС), Международный арктический научный комитет (МАНК)). Решение данных задач возможно как путём постепенного наращивания целенаправленной деятельности Арктического совета на перечисленных направлениях, без радикального изменения его структуры и методов деятельности, так и путём существенного расширения компетенции и полномочий его структур (что предполагает, в частности, наделение АС международной правосубъектностью и преобразование Секретариата в Комиссию АС с соответствующими полномочиями) или создания специального вспомогательного рабочего органа.

Охват иных видов экономической деятельности, которые не регулируются существующими глобальными или региональными отраслевыми организациями, но потенциально могут нанести ущерб морским экосистемам и биологическому разнообразию региона, возможен на основе региональных соглашений стран — членов Арктического совета, которые были бы направлены на решение конкретных проблем и были бы открыты для присоединения третьих стран. В решении данной задачи Арктический совет мог бы использовать такой ресурс, как широкий круг государств-наблюдателей, которые принимали бы участие в обсуждении соответствующих региональных мер на этапе их обсуждения в создаваемых для этого целевых группах.
Как утверждают авторы доклада, эффективное решение задач пространственного планирования и комплексного управления морским природопользованием возможно только в условиях повышения сплочённости государств — членов Арктического совета. Существенный вклад в достижение этого результата наряду с активным участием национальных научных организаций в соответствующей деятельности Совета могло бы внести придание регулярного характера встречам министров стран — членов Арктического совета, отвечающих за научную деятельность и вопросы охраны окружающей среды, для участия в которых приглашались бы также руководители профильных министерств стран-наблюдателей; организация арктических саммитов; налаживание практики регулярных консультаций представителей государств — членов Арктического совета в Международной морской организации (ИМО), к участию в которых также приглашались бы представители государств-наблюдателей.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
30 декабря 2019
«Зелёное финансирование» в России: создание возможностей для «зелёных» инвестиций

В аналитической записке, подготовленной экспертами Группы Всемирного банка, рассматриваются возможности для создания в России рынка «зелёного» финансирования. Представлены глобальные тренды рынка, общепринятые критерии для «зелёных» проектов, а также подходы к развитию и регулированию «зелёного» финансирования.

Исследования
4 августа 2017
Земля для людей

Эксперты ЦСР в новом докладе «Земля для людей» считают, что российская земля используется с низкой отдачей — вместо того, чтобы быть важнейшим источником и инструментом развития, она превратилась в барьер на пути устойчивого роста и повышения благосостояния граждан, муниципальных образований, регионов и в целом страны.


Экспертное мнение
5 октября 2021
Россия вступила в венчурный проект водородной энергетики

Создание с нуля рынка водородной энергетики — проект амбициозный. Участие России в венчурном проекте продиктовано научной зрелостью и способностью страны к технологическому лидерству в водородной энергетике. Роль поставщика водорода, подкреплённая внутренним спросом на зелёную энергию, обеспечит суверенное будущее поколениям россиян.