Доклад «Национальная юрисдикция: курс на конкурентоспособность правовой системы России», подготовленный Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, включает итоги обсуждений темы национальной юрисдикции в рамках проводимых с 2016 года сессий Ассоциации юристов России на форумах, организуемых Фондом Росконгресс.
Расширение границ правового регулирования, трансграничность публичных и частных интересов, быстро изменяющаяся международная конъюнктура, интенсивное развитие технологий и становление цифрового общества планомерно формируют многофакторную среду глобальной конкуренции правовых систем и национальных юрисдикций. Усиление конкуренции на всех внутренних и мировых рынках ставит перед российской правовой системой и её институтами глобальные и региональные вызовы, типичные для социально-экономических систем современности и сводящиеся к проблеме эффективного управления их качеством и конкурентоспособностью. Как подчёркивают авторы доклада, конкурентоспособность правовой системы зависит от большого количества факторов. Их выявление, определение степени влияния, установление способов их мониторинга и использования с целью улучшения своей конкурентной позиции является одной из стержневых задач разработки и реализации государственной правовой политики. Целью мероприятий в области управления конкурентоспособностью правовой системы России и её юрисдикцией на национальном микроуровне должно являться создание и культивирование отраслей и организаций, которые могут выступать двигателями экономики правовой системы России и предоставлять правовые услуги, конкурентоспособные на внутреннем и международном рынках.
Авторы доклада отмечают институциональный дизайн российской правовой системы, который позволяет не только выстраивать эффективные управленческие связи по линии организации и координации правоотношений и их юридической формализации в соответствии с установленными национальными, европейскими и международными правилами и стандартами, но и мягкими методами формировать индивидуальные и массовые социально-правовые установки и модели поведения. В качестве институциональной основы привлекательности национальной юрисдикции называются устойчивый тип правопонимания, обеспеченный государственный суверенитет и эффективная правовая система, а одним из доминирующих факторов потенциала российской юрисдикции к саморазвитию в условиях высокой мировой конкуренции правовых систем выступают прогрессивные информационно-цифровые технологии и развитая социальная инфраструктура правовой системы России. Институциональная привлекательность национальной юрисдикции разделена авторами доклада на несколько блоков: политический (стабилизация государственного развития, политическая преемственность и системная государственная политика в структурообразующих сферах жизни современного человека и т. д.), экономический (экономическая структура национальной юрисдикции, механизм финансирования правоприменительной системы и т. д.), социокультурный (сбалансированный механизм преодоления коммуникативных барьеров в плоскости национальной юрисдикции России), юридический (слаженный механизм государственной правовой политики).
Внедрение систем управления эффективностью российской правовой системы, по мнению авторов доклада, амбициозный и масштабный проект, который требует активного участия высшего руководства страны и руководителей высшего и среднего звена институтов правовой системы Российской Федерации, а также серьёзных изменений в системе мотивации юридических кадров и политике использования информационно-цифровых технологий в правоприменительном процессе. В заключение, авторы доклада формулируют рекомендации, касающиеся элементов дорожной карты процессов в управлении конкурентоспособностью российской юрисдикцией. Рекомендации даются по вопросам формирования благоприятных юридических факторов институциональной привлекательности российской юрисдикции, благоприятных условий минимизации рисков судебных ошибок и девиантного поведения судей, благоприятных социокультурных факторов институциональной привлекательности российской юрисдикции и др.