Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего

Исследования
30 июля 2018

Представленный доклад — первое с 2005 года комплексное исследование регуляторной политики в России. По мнению авторов, изменение регуляторной политики является одним из приоритетов в проведении структурных реформ, необходимых России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа Президента. Грамотное использование этого инструмента государственного управления способно дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности.

В докладе изложены не только основные проблемы регуляторной среды, но и предложения по её совершенствованию до 2024 года. Рекомендации составлены на базе последних научных разработок и с учетом лучших мировых практик. Кроме того, в докладе рассмотрено большое количество отраслевых кейсов, предоставленных участниками семинаров в ЦСР и ВШЭ.

Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики, — это «реактивный» характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Ещё один недостаток системы — утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой, под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность, — постоянно вводятся всё новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.


Из предложенных экспертами ЦСР мер по оптимизации регуляторной политики стоит особо отметить инициативу по созданию центрального органа по дерегулированию. Он будет выступать в качестве центра принятия решений по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. Его предлагается назвать «Президентская комиссия по дерегулированию». Обеспечение деятельности комиссии должно будет осуществляться через специально созданное подразделение Администрации Президента РФ или аналогичный орган при Правительстве РФ.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
29 мая 2018
Умная ликвидация
Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев — о том, как удовлетворить требования кредиторов и вернуть в экономику ранее выведенные из оборота активы.
Экспертное мнение
5 октября 2021
Инвестиционная инфраструктура: идея создания инвестиционного арбитража БРИКС набирает обороты

Достаточно времени прошло с запуска масштабной реформы третейского разбирательства в России. За это время произошло много изменений и уже можно наблюдать первые итоги. Увеличение количества межгосударственных инвестиционных споров с участием России, необходимость совершенствования защитных механизмов инвестиций обуславливают важность создания нового арбитражного института и внедрение новых правовых инструментов на уровне БРИКС. В статье исследуется причины инициативы и потенциальные выгоды для стран — участников.

Исследования
15 октября 2016
Проектное управление

«По проектному подходу. Мы действительно меняем способ работы и поэтому рассмотрим проект постановления Правительства, которое создаёт необходимую нормативно-правовую базу для того, чтобы и в Правительстве, и в министерствах был единый порядок проектной деятельности.

Изменятся и межведомственные отношения. Те, кто участвует в проектах, должны напрямую взаимодействовать друг с другом, решать вопросы без долгих и, как правило, избыточных согласований.»

Из вступительного слова Дмитрия Медведева на заседании Правительства 13 октября 2016 года.



Экспертное мнение
27 декабря 2022
Инвестиции в развитие – инвестиции в человека

Важным аспектом жизни современного российского общества следует признать поиск новых идей, смыслов и форм реализации совместной деятельности государства, бизнеса и граждан страны в сфере науки, культуры и спорта в условиях роста внешних угроз традиционному российскому укладу жизни.