Представленный доклад первое с 2005 года комплексное исследование регуляторной политики в России. По мнению авторов, изменение регуляторной политики является одним из приоритетов в проведении структурных реформ, необходимых России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа Президента. Грамотное использование этого инструмента государственного управления способно дать до 1,52,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности.
В докладе изложены не только основные проблемы регуляторной среды, но и предложения по её совершенствованию до 2024 года. Рекомендации составлены на базе последних научных разработок и с учетом лучших мировых практик. Кроме того, в докладе рассмотрено большое количество отраслевых кейсов, предоставленных участниками семинаров в ЦСР и ВШЭ.
Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики, это «реактивный» характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Ещё один недостаток системы утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой, под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность, постоянно вводятся всё новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.
Из предложенных экспертами ЦСР мер по оптимизации регуляторной политики стоит особо отметить инициативу по созданию центрального органа по дерегулированию. Он будет выступать в качестве центра принятия решений по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. Его предлагается назвать «Президентская комиссия по дерегулированию». Обеспечение деятельности комиссии должно будет осуществляться через специально созданное подразделение Администрации Президента РФ или аналогичный орган при Правительстве РФ.