Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Жёсткие бюджетные правила не гарантируют устойчивость бюджетов стран ЕС

Исследования
19 марта 2019
Жёсткие бюджетные правила не гарантируют устойчивость бюджетов стран ЕС
Источник
Дата выхода
21.01.2019
Открыть PDF

Как сообщают аналитики European Rating Agency в своём исследовании, страны Европейского Союза разработали самую жёсткую из мировых бюджетно-налоговых политик. Они используют три типа бюджетно-налоговых правил: бюджетные правила, устанавливающие лимиты структурного дефицита правительства (как правило, 0,5% ВВП), долговые правила, устанавливающие лимиты отношения долга к ВВП (60%), и правила расходов, устанавливающие цели для роста государственных расходов (исходя из роста потенциального ВВП).

Страны Еврозоны имеют более сильные бюджетно-налоговые ограничения. У всех из них есть, по крайней мере, бюджетное правило, включённое в их национальные законодательства. Некоторые страны, не входящие в Еврозону, добровольно решили присоединиться к бюджетно-налоговому режиму Еврозоны. Однако три страны, не входящие в Еврозону, вообще не имеют адекватных бюджетно-налоговых правил.

Самые жёсткие бюджетно-налоговые правила действуют в Италии и Испании, следом за этими странами по этому показателю идут Болгария и Эстония. Наиболее мягкие бюджетно-налоговые правила действуют в Великобритании и Венгрии.

По соблюдению бюджетно-налоговых правил картина почти прямо противоположная. Самый низкий уровень соблюдения бюджетно-налоговых правил наблюдается в Италии, за ней следуют Франция и Испания. Лучше всех соблюдаются правила в Швеции, Мальте и Ирландии.

На основании собранных данных авторы исследования делают вывод, что жёсткие бюджетно-налоговые правила не гарантируют стабильности государственной финансовой системы. Взаимосвязь между степенью жёсткости бюджетно-налоговых правил и степенью их соблюдения очень слабая. Согласно оценкам European Rating Agency, фискальное правило оказывает положительное влияние на суверенную кредитоспособность, но авторы исследования также анализируют готовность правительств использовать гибкие возможности бюджетно-налоговых правил при оценке суверенной кредитоспособности.

По мнению экспертов European Rating Agency, государства менее охотно соблюдают бюджетно-налоговые правила при высокой безработице. Уровень безработицы является единственным основным фактором, объясняющим расхождения между степенью жёсткости бюджетно-налоговых правил и степенью их соблюдения.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
14 февраля 2019
Ключевые налоговые изменения 2019. Налоговые итоги 2018

В отчете KPMG представлен обзор ключевых изменений, которые произошли в налоговом законодательстве России в 2018 г., а также рассмотрены перемены, которые ожидаются в 2019 году.


Исследования
13 июня 2022
Анализ исполнения бюджетов субъектов в 2021 году и бюджетные планы на 2022 год

В докладе, подготовленном экспертами АКРА, проанализированы процессы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в прошлом году, а также их бюджетные планы на 2022 год.


Экспертное мнение
29 декабря 2021
Большое Евразийское партнерство в условиях коронакризиса и наступательного протекционизма

Формирование Большого Евразийского партнерства в последние годы сталкивается с большим числом вызовов. Главные из них — рост разногласий между основными участниками партнерства на фоне пандемии и усиление санкционного и торгового давления, которое лишь наслоилось на коронакризис. Все это поднимает вопрос о жизнеспособности самой концепции.