Как сообщают аналитики European Rating Agency в своём исследовании, страны Европейского Союза разработали самую жёсткую из мировых бюджетно-налоговых политик. Они используют три типа бюджетно-налоговых правил: бюджетные правила, устанавливающие лимиты структурного дефицита правительства (как правило, 0,5% ВВП), долговые правила, устанавливающие лимиты отношения долга к ВВП (60%), и правила расходов, устанавливающие цели для роста государственных расходов (исходя из роста потенциального ВВП).
Страны Еврозоны имеют более сильные бюджетно-налоговые ограничения. У всех из них есть, по крайней мере, бюджетное правило, включённое в их национальные законодательства. Некоторые страны, не входящие в Еврозону, добровольно решили присоединиться к бюджетно-налоговому режиму Еврозоны. Однако три страны, не входящие в Еврозону, вообще не имеют адекватных бюджетно-налоговых правил.
Самые жёсткие бюджетно-налоговые правила действуют в Италии и Испании, следом за этими странами по этому показателю идут Болгария и Эстония. Наиболее мягкие бюджетно-налоговые правила действуют в Великобритании и Венгрии.
По соблюдению бюджетно-налоговых правил картина почти прямо противоположная. Самый низкий уровень соблюдения бюджетно-налоговых правил наблюдается в Италии, за ней следуют Франция и Испания. Лучше всех соблюдаются правила в Швеции, Мальте и Ирландии.
На основании собранных данных авторы исследования делают вывод, что жёсткие бюджетно-налоговые правила не гарантируют стабильности государственной финансовой системы. Взаимосвязь между степенью жёсткости бюджетно-налоговых правил и степенью их соблюдения очень слабая. Согласно оценкам European Rating Agency, фискальное правило оказывает положительное влияние на суверенную кредитоспособность, но авторы исследования также анализируют готовность правительств использовать гибкие возможности бюджетно-налоговых правил при оценке суверенной кредитоспособности.
По мнению экспертов European Rating Agency, государства менее охотно соблюдают бюджетно-налоговые правила при высокой безработице. Уровень безработицы является единственным основным фактором, объясняющим расхождения между степенью жёсткости бюджетно-налоговых правил и степенью их соблюдения.