Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Завершение налогового маневра. Эпизод I – демпфер

Исследования
5 марта 2019
Завершение налогового маневра. Эпизод I – демпфер
Источник
Дата выхода
02.11.2018
Открыть PDF

Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли заключается в синхронном снижении нефтяных таможенных пошлин и повышении налога на добычу полезных ископаемых. Завершение налогового манёвра (ЗНМ) планировалось для снижения неэффективного субсидирования нефтепереработки в России и странах ЕАЭС. Однако сейчас пока произошла лишь замена механизма, а регулирование значительно усложнилось. Авторы исследования отмечают, что лишь часть заявленных целей ЗНМ выполнена: только мини-НПЗ с объёмом переработки менее 600 тыс. тонн в год лишаются субсидирования, для остальных заводов таможенная субсидия заменена на отрицательный акциз.

По мнению экспертов VYGON Consulting, ЗНМ практически не повлияет на цены в Российской Федерации ввиду ограничения роста цен на топливо государством и введения для многих нефтепродуктов компенсирующих механизмов. Для государства эффект ЗНМ, по подсчётам авторов исследования, составит 1,7 трлн руб. без учёта дополнительных компенсаций странам ЕАЭС и внутренним потребителям, в т. ч. в виде демпфера. Рост убытков нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) от сдерживания цен внутреннего рынка стал ключевой проблемой 2018 года, и для её решения был разработан демпфирующий механизм. При этом в сегодняшнем виде он несовершенен, и по мнению экспертов VYGON Consulting, в качестве альтернативы целесообразно вернуться к концепции плавающего акциза, входящего в цену для потребителей, а стабильность поступлений в дорожные фонды обеспечивать за счёт конъюнктурных доходов бюджета.


Введение демпфера частично компенсируется за счёт увеличения налога на добычу полезных ископаемых на нефть (НДПИ). В наибольшей степени от этого проигрывают независимые добывающие компании, не получающие демпфер в силу отсутствия переработки нефти. Теперь НДПИ на нефть будет зависеть от цен на бензин и дизтопливо на европейском рынке, что является очередным российским налоговым ноу-хау. В будущем субсидирование НПЗ должно быть оптимизировано, и по мнению экспертов VYGON Consulting, необходимо отвязать величину субсидии от нефтяных котировок, чтобы она компенсировала логистическое отставание российских НПЗ. При этом вопрос обеспечения стабильных цен на внутреннем рынке должен быть решён с помощью других регулирующих механизмов (демпфер/плавающий акциз).

Государство должно определить, сколько и какой переработки стране необходимо иметь, а соответствующие показатели должны быть зафиксированы в ключевых стратегических документах — Энергостратегии и Нефтяной генсхеме, подчёркивают авторы исследования. После этого должны быть скорректированы параметры регулирования переработки и окончательно завершён налоговый манёвр.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
5 февраля 2018
Геология будущего

РОСГЕОЛОГИЯ представляет проект Дорожной карты развития геологии до 2050 года. Над этим проектом в течение нескольких месяцев работали ведущие эксперты геологической отрасли, ученые, представители смежных отраслей и предприятий-недропользователей. Работа велась на различных экспертных площадках в ходе форсайт-сессий.


Аналитические дайджесты
14 февраля 2019
Ключевые налоговые изменения 2019. Налоговые итоги 2018

В отчете KPMG представлен обзор ключевых изменений, которые произошли в налоговом законодательстве России в 2018 г., а также рассмотрены перемены, которые ожидаются в 2019 году.


Исследования
13 июня 2022
Ежеквартальный обзор рынка нефти и газа России, Казахстана и Азербайджана

В обзоре, подготовленном экспертами консалтинговой компании Ernst & Young, проведен анализ ключевых макроэкономических трендов и отраслевых тенденций в нефтегазовом секторе как в мире в целом, так и в России, Казахстане и Азербайджане по отдельности.


Исследования
16 апреля 2018
Среди нефтеэкспортеров СНГ только Казахстан не столкнется с рисками замедления экономики

Исследование АКРА посвящено обзору восстановления экономик стран СНГ после экономического шока 1990–1995 годов и их дальнейшему потенциальному росту. Акценты ставятся на неравномерность процессов экономического роста, анализ его факторов и ограниченного потенциала. Факторы и меры некоторых стран СНГ, которые привели к более быстрому росту экономики, чем в России, можно использовать в стратегическом планировании развития нашей страны.