Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли заключается в синхронном снижении нефтяных таможенных пошлин и повышении налога на добычу полезных ископаемых. Завершение налогового манёвра (ЗНМ) планировалось для снижения неэффективного субсидирования нефтепереработки в России и странах ЕАЭС. Однако сейчас пока произошла лишь замена механизма, а регулирование значительно усложнилось. Авторы исследования отмечают, что лишь часть заявленных целей ЗНМ выполнена: только мини-НПЗ с объёмом переработки менее 600 тыс. тонн в год лишаются субсидирования, для остальных заводов таможенная субсидия заменена на отрицательный акциз.
По мнению экспертов VYGON Consulting, ЗНМ практически не повлияет на цены в Российской Федерации ввиду ограничения роста цен на топливо государством и введения для многих нефтепродуктов компенсирующих механизмов. Для государства эффект ЗНМ, по подсчётам авторов исследования, составит 1,7 трлн руб. без учёта дополнительных компенсаций странам ЕАЭС и внутренним потребителям, в т. ч. в виде демпфера. Рост убытков нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) от сдерживания цен внутреннего рынка стал ключевой проблемой 2018 года, и для её решения был разработан демпфирующий механизм. При этом в сегодняшнем виде он несовершенен, и по мнению экспертов VYGON Consulting, в качестве альтернативы целесообразно вернуться к концепции плавающего акциза, входящего в цену для потребителей, а стабильность поступлений в дорожные фонды обеспечивать за счёт конъюнктурных доходов бюджета.
Введение демпфера частично компенсируется за счёт увеличения налога на добычу полезных ископаемых на нефть (НДПИ). В наибольшей степени от этого проигрывают независимые добывающие компании, не получающие демпфер в силу отсутствия переработки нефти. Теперь НДПИ на нефть будет зависеть от цен на бензин и дизтопливо на европейском рынке, что является очередным российским налоговым ноу-хау. В будущем субсидирование НПЗ должно быть оптимизировано, и по мнению экспертов VYGON Consulting, необходимо отвязать величину субсидии от нефтяных котировок, чтобы она компенсировала логистическое отставание российских НПЗ. При этом вопрос обеспечения стабильных цен на внутреннем рынке должен быть решён с помощью других регулирующих механизмов (демпфер/плавающий акциз).
Государство должно определить, сколько и какой переработки стране необходимо иметь, а соответствующие показатели должны быть зафиксированы в ключевых стратегических документах Энергостратегии и Нефтяной генсхеме, подчёркивают авторы исследования. После этого должны быть скорректированы параметры регулирования переработки и окончательно завершён налоговый манёвр.