Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Завершение налогового маневра. Эпизод I – демпфер

Исследования
5 марта 2019
Завершение налогового маневра. Эпизод I – демпфер
Источник
Дата выхода
02.11.2018
Открыть PDF

Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли заключается в синхронном снижении нефтяных таможенных пошлин и повышении налога на добычу полезных ископаемых. Завершение налогового манёвра (ЗНМ) планировалось для снижения неэффективного субсидирования нефтепереработки в России и странах ЕАЭС. Однако сейчас пока произошла лишь замена механизма, а регулирование значительно усложнилось. Авторы исследования отмечают, что лишь часть заявленных целей ЗНМ выполнена: только мини-НПЗ с объёмом переработки менее 600 тыс. тонн в год лишаются субсидирования, для остальных заводов таможенная субсидия заменена на отрицательный акциз.

По мнению экспертов VYGON Consulting, ЗНМ практически не повлияет на цены в Российской Федерации ввиду ограничения роста цен на топливо государством и введения для многих нефтепродуктов компенсирующих механизмов. Для государства эффект ЗНМ, по подсчётам авторов исследования, составит 1,7 трлн руб. без учёта дополнительных компенсаций странам ЕАЭС и внутренним потребителям, в т. ч. в виде демпфера. Рост убытков нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) от сдерживания цен внутреннего рынка стал ключевой проблемой 2018 года, и для её решения был разработан демпфирующий механизм. При этом в сегодняшнем виде он несовершенен, и по мнению экспертов VYGON Consulting, в качестве альтернативы целесообразно вернуться к концепции плавающего акциза, входящего в цену для потребителей, а стабильность поступлений в дорожные фонды обеспечивать за счёт конъюнктурных доходов бюджета.


Введение демпфера частично компенсируется за счёт увеличения налога на добычу полезных ископаемых на нефть (НДПИ). В наибольшей степени от этого проигрывают независимые добывающие компании, не получающие демпфер в силу отсутствия переработки нефти. Теперь НДПИ на нефть будет зависеть от цен на бензин и дизтопливо на европейском рынке, что является очередным российским налоговым ноу-хау. В будущем субсидирование НПЗ должно быть оптимизировано, и по мнению экспертов VYGON Consulting, необходимо отвязать величину субсидии от нефтяных котировок, чтобы она компенсировала логистическое отставание российских НПЗ. При этом вопрос обеспечения стабильных цен на внутреннем рынке должен быть решён с помощью других регулирующих механизмов (демпфер/плавающий акциз).

Государство должно определить, сколько и какой переработки стране необходимо иметь, а соответствующие показатели должны быть зафиксированы в ключевых стратегических документах — Энергостратегии и Нефтяной генсхеме, подчёркивают авторы исследования. После этого должны быть скорректированы параметры регулирования переработки и окончательно завершён налоговый манёвр.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
21 апреля 2020
Сценарный прогноз: три варианта кризиса

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подготовили доклад «Сценарный прогноз: три варианта кризиса», посвящённый воздействию на российскую экономику эпидемии коронавируса, падения цен на нефть и глобального циклического кризиса.


Аналитические дайджесты
7 мая 2020
Серия дайджестов COVID-2019: рекомендации для ведения бизнеса в условиях пандемии

Фонд Росконгресс и Юридическая группа «Парадигма» представляют обзор основных законодательных изменений в связи с пандемией. Обзор обновляется по мере публикации/принятия новых инициатив.

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Газификация транспортной отрасли России: «зеленая» перспектива российского «голубого топлива»

Обладая самыми большими в мире запасами природного газа, Российская Федерации до недавнего времени лишь частично использовала их для стимулирования роста внутренней промышленности, а также повышения качества жизни граждан. В условиях беспрецедентной санкционной войны, объявленной США и их сателлитами, решение использовать газ для развития в стране рынка газомоторного топлива (ГМТ) и широкого использования автомобильного, водного и железнодорожного транспорта на газе, призвано стать одним из драйверов роста внутренней экономики, повышения ее конкурентоспособности, а также роста качества жизни граждан. Для успешного решения этих задач требуется тесное партнерство российской власти и бизнеса. При этом уникальную роль лидера призван сыграть флагман российской экономики и современный лидер рынка ГМТ — ПАО «Газпром».

Исследования
29 января 2020
Тенденции развития нефтегазовой отрасли в 2018 – 2019 гг.

В очередной публикации консалтинговой компании Strategy&, являющейся частью глобальной сети PwC, представлен анализ состояния нефтегазовой отрасли после многолетнего кризиса перепроизводства, а также спрогнозированы возможные тенденции развития отрасли в ближайшее время.