Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Завершение налогового маневра. Эпизод I – демпфер

Исследования
5 марта 2019
Завершение налогового маневра. Эпизод I – демпфер
Источник
Дата выхода
02.11.2018
Открыть PDF

Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли заключается в синхронном снижении нефтяных таможенных пошлин и повышении налога на добычу полезных ископаемых. Завершение налогового манёвра (ЗНМ) планировалось для снижения неэффективного субсидирования нефтепереработки в России и странах ЕАЭС. Однако сейчас пока произошла лишь замена механизма, а регулирование значительно усложнилось. Авторы исследования отмечают, что лишь часть заявленных целей ЗНМ выполнена: только мини-НПЗ с объёмом переработки менее 600 тыс. тонн в год лишаются субсидирования, для остальных заводов таможенная субсидия заменена на отрицательный акциз.

По мнению экспертов VYGON Consulting, ЗНМ практически не повлияет на цены в Российской Федерации ввиду ограничения роста цен на топливо государством и введения для многих нефтепродуктов компенсирующих механизмов. Для государства эффект ЗНМ, по подсчётам авторов исследования, составит 1,7 трлн руб. без учёта дополнительных компенсаций странам ЕАЭС и внутренним потребителям, в т. ч. в виде демпфера. Рост убытков нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) от сдерживания цен внутреннего рынка стал ключевой проблемой 2018 года, и для её решения был разработан демпфирующий механизм. При этом в сегодняшнем виде он несовершенен, и по мнению экспертов VYGON Consulting, в качестве альтернативы целесообразно вернуться к концепции плавающего акциза, входящего в цену для потребителей, а стабильность поступлений в дорожные фонды обеспечивать за счёт конъюнктурных доходов бюджета.


Введение демпфера частично компенсируется за счёт увеличения налога на добычу полезных ископаемых на нефть (НДПИ). В наибольшей степени от этого проигрывают независимые добывающие компании, не получающие демпфер в силу отсутствия переработки нефти. Теперь НДПИ на нефть будет зависеть от цен на бензин и дизтопливо на европейском рынке, что является очередным российским налоговым ноу-хау. В будущем субсидирование НПЗ должно быть оптимизировано, и по мнению экспертов VYGON Consulting, необходимо отвязать величину субсидии от нефтяных котировок, чтобы она компенсировала логистическое отставание российских НПЗ. При этом вопрос обеспечения стабильных цен на внутреннем рынке должен быть решён с помощью других регулирующих механизмов (демпфер/плавающий акциз).

Государство должно определить, сколько и какой переработки стране необходимо иметь, а соответствующие показатели должны быть зафиксированы в ключевых стратегических документах — Энергостратегии и Нефтяной генсхеме, подчёркивают авторы исследования. После этого должны быть скорректированы параметры регулирования переработки и окончательно завершён налоговый манёвр.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
21 апреля 2020
Сценарный прогноз: три варианта кризиса

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подготовили доклад «Сценарный прогноз: три варианта кризиса», посвящённый воздействию на российскую экономику эпидемии коронавируса, падения цен на нефть и глобального циклического кризиса.


Исследования
11 апреля 2018
О состоянии делового климата в России в 2014-2017 году

Доклад РСПП касается актуальных вопросов состояния делового климата в России и базируется на результатах масштабных опросов компаний-членов РСПП.


Исследования
14 февраля 2019
Новые проекты в российской нефтегазохимии

Эксперты PwC подготовили масштабное исследование, цель которого, ответ на вопрос: как новые проекты должны повлиять на российский и мировой рынки крупнотоннажных полимеров.


Статьи
1 ноября 2019
Перспективы использования газомоторного топлива в России
Необходимость экономического роста и развития приводит к необходимости диверсификации видов топлива и типов двигателей, используемых в автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. По объему располагаемых запасов, зрелости технологии, влиянию на экологию, себестоимости для конечного потребителя газомоторное топливо (ГМТ) имеет ряд преимуществ перед водородным топливом и электрическими двигателями и может быть наиболее востребованным видом топлива для РФ на ближайшее десятилетие. Низкая стоимость ГМТ для конечного потребителя может быть основой экономического роста и развития, компенсируя растущий рост цен традиционных видов моторных топлив. Дополнительный положительный эффект от использования ГМТ заключается в его экологичности. Основные проблемы развития транспортных средств на газомоторном топливе связаны с неразвитой инфраструктурой газозаправочных станций, несовершенным нормативно-правовым регулированием, повышенной стоимостью двигательных установок. Развитие отрасли практически невозможно без государственных субсидий, приоритетно ориентированных на развитие инфраструктуры.