В обзоре, подготовленном экспертами консалтинговой компании Ernst & Young, проведен анализ ключевых макроэкономических трендов и отраслевых тенденций в нефтегазовом секторе как в мире в целом, так и в России, Казахстане и Азербайджане по отдельности.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Темпы роста экономики и деловая активность снижаются как в мире в целом, так и в России, Казахстане и Азербайджане.
Несмотря на рост мировой деловой активности в марте и точечное оживление в некоторых странах мира (например, в США), темпы этого роста в течение первого квартала 2022 года продолжили замедляться. Так, индекс PMI Composite, отражающий изменения в промышленности и сфере услуг, снизился с 53,5 в феврале до 52,7 в марте, в то время как индекс продовольственных цен показал шокирующий рост (+33,6% в годовом выражении). Этому способствовало усиление перебоев в цепочках поставок после пандемии, в том числе недавнее ухудшение эпидемиологической обстановки в Китае и крупнейший локдаун в Шанхае, а также нарастание геополитической напряженности и инфляционного давления. В исследовании отмечается, что неопределенность дальнейших экономических прогнозов в настоящее время очень высока, при этом велик риск снижения темпов роста мировой экономики в 2022 году и усиления инфляционного давления в течение ближайших двух лет. Многие организации уже пересмотрели свои прогнозы по росту мирового ВВП в сторону его снижения.
Также и в России индекс PMI Compоsite сократился с 50,8 в феврале до 37,7 в марте, в то время как индекс PMI Manufacturing снизился до минимального значения с мая 2020 года (до 44,1 в марте). В исследовании отмечается, что Минфин и Минэкономразвития дают прогнозы о падении ВВП страны на 10% в годовом выражении, а кроме того, по оценкам Центра стратегических разработок, к концу 2022 года ожидается рост безработицы до 7,17,8%. Снижение деловой активности в марте наблюдалось и в Казахстане. Так, индекс PMI Manufacturing составил в марте 46,8 (по сравнению с 50,1 месяцем ранее). Правительство также скорректировало прогноз страны по ВВП на год в сторону понижения (с 3,9% до 2,1%). В свою очередь, в Азербайджане, несмотря на то что за первый квартал 2022 года объем ВВП страны составил 30,37 млрд манатов, что на 6,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года, правительство также прогнозирует рост ВВП в 2022 году на уровне ниже, чем в прошлом году (3,9% по сравнению с 5,6% в 2021 году).
Объемы добычи ресурсов увеличились, как и цены на нефть и газ.
В исследовании отмечается, что на фоне текущей геополитической ситуации в первом квартале 2022 года нефть Brent подорожала на 38% с 80 до 110 долларов США за баррель, а средняя цена за три месяца составила 90 долларов США. Цена газа на нидерландском хабе TTF на сутки вперед в первом квартале 2022 года также увеличилась почти в пять раз в сравнении с прошлым годом в среднем до 32 долларов США за млн б.т.е., а в начале марта котировки поднимались до более 80 долларов США.
При этом, после увеличения добычи нефти и газового конденсата в России в первом квартале 2022 года, в марте на показатели стала влиять общая геополитическая ситуация. Так, производство жидких углеводородов составило около 11 млн баррелей в сутки, что на 7,3% выше, чем в марте прошлого года, но на 0,5% меньше, чем в предыдущем месяце. Добыча газа в России в январе марте 2022 года увеличилась на 0,9% по сравнению с прошлым годом, несмотря на то что экспорт газа в страны дальнего зарубежья за три месяца уменьшился на 27% по сравнению с прошлым годом. Добыча нефти и газового конденсата в Казахстане в первом квартале 2022 года также оказалась на 7,6% больше показателей первого квартала предыдущего года, а в Азербайджане в марте наблюдалось увеличение производственных показателей добычи нефти на 1,8% по сравнению с показателями февраля (но на 5,2% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года).
В текущей ситуации перед Россией стоит ряд вызовов, связанных с геополитической ситуацией, оптимизацией нефтедобычи, переработки, сбыта и сервиса, а также ряд ограничений, связанных с газовой отраслью.
В исследовании указывается, что на повестке дня нефтегазового рынка России сейчас стоят геополитические вызовы, связанные с ограничением зарубежного финансирования отрасли и участия международных компаний в проектах, а также с необходимостью импортозамещения технологий и выстраивания новых производственных и логистических цепочек. Также в обзоре говорится о вопросах налогообложения в нефтегазовой отрасли, нефтегазового сервиса, разведки и добычи. Что касается газовой отрасли, в числе основных тем аналитики EY называют перевод оплаты за экспорт газа в рубли, остановку сертификации газопровода «Северный поток 2», а также ограничения ЕС на поставки оборудования в страну. Стоит отметить, что для мирового энергетического рынка ключевыми темами стали угроза конкурентоспособности европейской металлургии, а также вопросы угольной промышленности и климатической повестки.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Нефть и газ, Разведка и добыча и Энергетика, которые посвящены вопросам развития энергетики и нефтегазовой отрасли.