Аналитический отчет, подготовленный Исследовательской группой ЦИРКОН в сотрудничестве с компанией Social Business Group, студентами факультета социальных наук Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) и Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ по результатам опроса 155 респондентов, показывает, что главные мотивы социальных предпринимателей это желание реализовать определенную идею и стремление к самостоятельности и независимости. Более половины (54%) заявили, что одним из их мотивов создания социального бизнеса было стремление решить ту или иную проблему, важную для их семей или лично для них.
Данные опроса показывают, что в сравнении с аналогичными предыдущими исследованиями безусловными лидерами остаются мотивы личного роста и самореализации. Социологи также отмечают, что стремление предпринимателей решить собственные проблемы, создав социальный бизнес, может указывать на важность фактора семьи в процессе организации своего дела. Почти половина опрошенных заявили, что кто-либо из членов их семей также занят в их бизнесе. По мнению авторов отчета, это означает, что социальное предпринимательство в России в значительной мере обладает признаками семейного бизнеса.
Исследование также показало, что у социальных предпринимателей особое понимание предназначения бизнеса: они не считают его только источником получения прибыли. Большинство респондентов считают, что бизнес должен нести ответственность за решение острых социальных проблем вместе с властью. Кроме того, по мнению многих опрошенных, предприниматели должны играть важную роль в развитии регионов, и они согласились с необходимостью передавать часть прибыли на решение социальных проблем. Социологи отмечают, что социальным предпринимателям приходится одновременно реализовывать свои представления об ответственном поведении, добиваться устойчивости бизнеса и решать задачи своих семей.
Сравнение результатов нынешнего исследования и аналогичного исследования 2013 года свидетельствует об устойчивости основных мотивов и ценностей социальных предпринимателей и понимании ими главных компонентов этой «гибридной» деятельности. Кроме этого, результаты исследования ЦИРКОН подчеркивают необходимость дальнейших исследований и целесообразности регулярного мониторинга состояния и развития социального предпринимательства в стране.