Аналитики Лаборатории робототехники Сбербанка предлагают своё функциональное определение робототехники, которая рассматривается как семейство исследовательских направлений, технологий, продуктов и изделий, из которого каждое из устройств обладает способностью чувствовать, понимать и действовать. При этом авторы обзора соглашаются с устоявшимся разделением всей робототехники согласно прикладному назначению на промышленную (роботы-манипуляторы) и сервисную (персональные например, роботы-пылесосы; профессиональные дроны) отрасли.
Обе вышеуказанные отрасли переживают рост, однако причины этого глубоко различны. Промышленная робототехника растёт (в среднем на 15% в год) за счёт стремительной роботизации китайской экономики. 91% всех промышленных роботов в 2016 году был установлен в секторе обрабатывающей промышленности. 74% мировых продаж промышленных роботов приходится на пять стран: Китай (30%), Республику Корею (14%), Японию (13%), США (11%) и Германию (7%).
Рост сервисной робототехники имеет более глубокие причины: большая часть мировой экономики является сервисной экономикой. Именно поэтому сервисная робототехника показывает более значительный рост уже сейчас (на уровне 25% в год) при относительно меньших в абсолютном значении цифрах по сравнению с промышленной.
Ситуация с робототехникой в России является полным отражением описанного выше тренда. Несмотря на то, что Россия находится на предпоследнем месте в мире по плотности роботизации в промышленности (в 2016 году в России было продано 358 промышленных роботов), наша страна имеет хороший потенциал в области сервисной робототехники: соотношение промышленных и сервисных робототехнических компаний в нашей стране 1 к 10. Некоторые российские компании (например, «ЭкзоАтлет» и «КиберТех Лабс») уже вышли на мировой рынок и успешно конкурируют с зарубежными производителями.
В качестве примера проектов для инвестирования, у которых есть все возможности стать успешными через 3-5 лет, аналитики Сбербанка называют беспилотный пассажирский транспорт, роботов для коммерческих пространств, роботов-собеседников (помощников), логистических роботов и беспилотный грузовой транспорт и пр. Одним из главных препятствий для развития коммерческой робототехники является несовершенство законодательной базы современных государств, более того, пока не существует единой модели преодоления этого барьера. Однако, это препятствие содержит в себе и некоторые возможности, и, по мнению авторов обзора, самые успешные стартапы в области робототехники будут работать именно в «серых зонах», где законодательство не до конца определяет все взаимоотношения участников рынка.
Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.