На Дальнем Востоке начинает формироваться новый сегмент общероссийского рынка проектов. Пока основной локомотив этого рынка государственные институты развития, перед которыми поставлена ключевая задача привлечь в регион инвесторов, обеспечив их необходимой инфраструктурой. При этом задача инфраструктурного развития зачастую решается традиционными методами 100-процентное бюджетное финансирование государственных подрядов. Но сокращающиеся ресурсы федерального и региональных бюджетов существенно ограничивают инфраструктурный потенциал дальневосточного макрорегиона. В ближайшие годы перед государством и частниками, работающими в регионе, все острее будет стоять задача привлекать рыночный капитал, осваивать новые инвестиционные модели проектное финансирование, концессии, ГЧП и иные квази-концессионные формы, которые пока слабо востребованы на Дальнем Востоке.
На дальневосточном рынке инфраструктурных проектов особенно ярко проявляются проблемы рынка общероссийского: качественных проектов, готовых к привлечению внешнего финансирования значительно меньше, чем капитала, который мог бы в них прийти как российского, так и иностранного. Одновременно сам этот капитал зачастую не готов самостоятельно вкладываться в подготовку проектов, выискивая на рынке наиболее привлекательные возможности а именно так действуют финансовые институты, которые успели занять лидирующие позиции. Потенциал банковского рынка по финансированию инфраструктурных проектов остается недоиспользованным в основном в силу субъективных причин: банки «плохо знают предмет», инициаторы чрезмерно увлекаются коммуникациями с госбанками.
Судьба обязательных пенсионных накоплений не ясна, но и в предыдущие годы объем их инвестирования в реальные инфраструктурные облигации мог бы быть более существенным: инвесторов ограничивала нормативная база и, что более существенно, отсутствие необходимой инфраструктурной экспертизы у большинства игроков.
Формирование класса equity инвесторов в инфраструктуру пока дело будущего, но отдельные новые игроки могут выйти на рынок уже в 2016-2017 гг. При этом Дальний Восток уже успел стать «испытательным полигоном» финансирования инфраструктуры через equity, поскольку именно на этот инструмент преимущественно ориентированы государственные институты развития региона в частности, РФПИ и Фонд развития Дальнего Востока.
В ближайшие годы инфраструктурный рынок продолжит оставаться под влиянием не только экономических, но и политических факторов. Политизированность инфраструктурного рынка вместе со спецификой общественных рисков становятся особенно важными в предвыборный период и могут сказаться на отборе запускаемых проектов, а также на сроках их реализации. Инфраструктурные проекты Дальнего Востока помимо прочего испытывают еще и геополитическое давление: именно в них должен быть реализован анонсированный поворот в Азию.