Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Вероника Скворцова: «Мы должны существенно снизить число смертей»

Экспертное мнение
11 февраля 2019
Вероника Скворцова: «Мы должны существенно снизить число смертей»
Дата выхода
11.02.2019
Авторы
Скворцова Вероника

В преддверие форума «Здоровое общество. На пути к цели 80+», который впервые пройдет в Сочи в стартовый день Российского инвестиционного форума, Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова рассказала о мерах борьбы с самыми опасными болезнями и главной цели, объединяющей все национальные проекты.

— В рамках Российского инвестиционного форума пройдет форум «Здоровое общество. На пути к цели 80+». Насколько достижима эта цель?

shutterstock_699125479.jpg— Главными целевыми показателями национального проекта «Здравоохранение», который стартовал в нашей стране с начала этого года, явилось решение тех задач, которые Президент России Владимир Владимирович Путин поставил в своем указе, — снижение смертности трудоспособного населения, младенческой смертности, смертности от болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических болезней. Но при этом главной национальной целью является увеличение продолжительности жизни. Эта цель вынесена за пределы национального проекта, и она возглавляет все 12 национальных проектов Российской Федерации.

Для того, чтобы мы вышли на тот показатель по продолжительности жизни, который поставлен, — 80 лет к 2030 году, — мы должны существенно снизить число смертей в течение года. Поэтому уже к 2024 году необходимо сократить число смертей на 229 тыс. человек в год. Это чрезвычайно сложная, амбициозная задача. Вместе с экспертным сообществом мы оценили резерв возможностей, которые у нас есть. 200 тыс. мы можем сократить за счет борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это враг номер один, который, собственно, определяет сейчас демографическую ситуацию в целом. 23 тыс. — это борьба с онкологическими заболеваниями. И остаток — это детская смертность от всех причин.

Мероприятия, направленные на увеличение продолжительности жизни, носят межведомственный характер и должны начинаться с самого рождения человека и продолжаться до достижения старческого возраста.

Приоритет отечественного здравоохранения — профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Опыт многих стран показал, что реализация профилактических мероприятий на 60% снижает смертность от неинфекционных заболеваний.

— Что это за профилактические мероприятия?

— Первое — это формирование здорового образа жизни. На решение этой задачи направлен федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни» национального проекта «Демография», главными задачами которого являются формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя.

Второй блок — это раннее выявление заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения, факторов риска их развития, а также признаков преждевременного старения. На это направлены диспансеризация, профилактические осмотры взрослых и детей. В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, к 2024 году составит 70%. При этом постоянно совершенствуются механизмы скрининга основных неинфекционных заболеваний с учетом международного опыта.

Третья часть профилактических мероприятий связана с диспансерным наблюдением в совокупности с мерами по лечению и предотвращению обострений хронических заболеваний. Ключевую роль в решении демографических задач играет первичное звено здравоохранения. Продолжается работа по расширению амбулаторно-поликлинической сети, в том числе в сельской местности. Я имею в виду возведение фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, приобретение мобильных комплексов для жителей малонаселенных и труднодоступных регионов России. В повседневную практику внедряются lean-технологии (бережливое производство), способствующие созданию пациент-ориентированной системы оказания медицинских услуг и внедрению благоприятной производственной среды.

Важным компонентом доступности медицинской помощи пожилым людям является создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Распоряжением Правительства утвержден план мероприятий на 2016–2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения. Он предусматривает развитие медицинской помощи по профилю «гериатрия», включая подготовку соответствующих специалистов. Гериатрия позволяет пациентам пожилого и старческого возраста, несмотря на наличие старческой астении, сохранить или восстановить свои способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, быть независимыми от посторонней помощи в повседневной жизни.

На базе ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России создан Российский геронтологический научно-клинический центр, который, помимо лечебно-диагностической деятельности, осуществляет функции координатора организационно-методической, образовательной, просветительской и научной работы по вопросам гериатрии. Необходимая инфраструктура создается в регионах: в 85 субъектах Российской Федерации появятся гериатрические центры и геронтологические отделения, в которых помощь получат не менее 160 тыс. граждан старше трудоспособного возраста в 2024 году. Планируется провести дополнительный скрининг лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на выявление отдельных социально-значимых неинфекционных заболеваний. А также охватить вакцинацией против пневмококковой инфекции 95% лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.

— Учитывая географию России, доступность медицинской помощи в сельской местности является весьма болезненным вопросом.

— Да, первичное здравоохранение, особенно на селе, имело непростую судьбу, особенно в 1990-х — начале 2000-х. Было закрыто более 10 тыс. объектов здравоохранения. Сейчас ситуация обратная: этот процесс удалось не просто остановить, но и начать вводить новые учреждения, ремонтировать старые. За период с 2012 года в стране почти в 1,5 раза увеличилось число центров и врачебных отделений общей практики и в 1,2 раза — число сельских амбулаторий.

ZMA_3856_вертолет МЧС.jpgВ 2018 году регионам выделены бюджетные ассигнования в размере 1,2 млрд рублей на создание врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек. И еще 2,2 млрд рублей — на приобретение передвижных мобильных медицинских комплексов для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек. В проекте федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов на эти цели предусмотрено еще 7,4 млрд и 10 млрд рублей соответственно. Планируется заменить более 1,2 тыс. врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии, и создать более 350 новых, а также приобрести более 1,3 тыс. мобильных медицинских комплексов.

Для оказания экстренной медицинской помощи развивается санитарная авиация. На ее финансирование в ближайшие три года в бюджете заложено 14,5 млрд рублей. Также будет поставлено 895 автомобилей скорой медицинской помощи класса В (в отличие от класса А позволяет проводить лечебные мероприятия в процессе транспортировки пациентов. — Ред.). На эти цели 34 региона получат из федерального бюджета субсидию в размере 3,2 млрд рублей. В приоритете — повышение доступности медицинской помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при онкологических заболеваниях.

— Онкологические заболевания остаются в числе главных врагов высокой продолжительности жизни. Что мы можем им противопоставить?

— С 2013 года в Российской Федерации проводится диспансеризация населения, благодаря активному онко-поиску уже 55,6% злокачественных новообразований выявляется на первой—второй стадиях, что позволило снизить одногодичную летальность и повысить пятилетнюю выживаемость при опухолях. В 2017 году было зарегистрировано всего 221 548 случаев ЗНО (злокачественных новообразований. — Ред.). Из них у 82,5% диагноз поставлен в рамках диспансеризации и 17,5% направлены на дополнительное обследование.

С 2018 года вступил в силу новый порядок диспансеризации, направленный, в первую очередь, на повышение эффективности выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях. При его подготовке учтены все самые новые российские и международные достижения. В этом году Минздрав внес изменения в Порядки оказания медицинской помощи, устанавливающие сроки проведения диагностических исследований и госпитализации пациента, сроки начала специализированного лечения. Указанные нормативы нашли отражение в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Для оценки доступности и качества оказания медицинской помощи Федеральный фонд ОМС совместно с Минздравом России создал систему индивидуального учета пациентов с онкологическими заболеваниями на основе реестра счетов на оплату медицинской помощи. Они были дополнены дополнительными графами, своего рода «реперными точками» по каждому пациенту, которые позволяют контролировать сроки и правильность лечения с момента выявления образования и постановки диагноза, оценивать правильность самого диагноза. На основании выборки случаев по «реперным точкам» можно провести экспертизу качества медицинской помощи, в том числе на соответствие клиническим рекомендациям.

В рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» предполагается организовать сеть центров амбулаторной онкологической помощи во всех субъектах Российской Федерации и переоснастить существующие онкологические диспансеры и больницы. Они должны обладать полным спектром оборудования и специалистов, необходимых для комплексной и своевременной диагностики основных видов злокачественных новообразований. Будем развивать центры протонной терапии, референс-центры иммуногистохимических, патоморфологических исследований и лучевых методов исследований.

Конечно, не оставляем без внимания программы психосоциальной поддержки и медицинской реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями, оказание паллиативной медицинской помощи.

— Какой эффект должна принести борьба с онкологическими заболеваниями?

— К 2024 году мы планируем увеличить долю выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях (первой и второй) до 63,4%. Доля больных, состоящих на учете 5 лет и более, должна вырасти до 57,8%. Показатель одногодичной летальности (больные, которые умерли в течение первого года с момента установления диагноза), напротив, снизится до 17,3%.

Для достижения указанных результатов, конечно, необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение развития онкологических заболеваний. Я имею в виду снижение потребления табачной и алкогольной продукции, формирование культуры здорового образа жизни, контроль за выбросами канцерогенных веществ в окружающую среду.

— Как заставить человека отказаться от вредных привычек в пользу здорового образа жизни?

— Формирование здорового образа жизни должно быть повсеместным, всеобъемлющим и включать в себя все сферы жизни человека. Это основа для предотвращения многих заболеваний, не только онкологических. С образом жизни напрямую связаны ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

Важно создать такую среду вокруг человека, которая бы мотивировала его вести здоровый образ жизни. Способствовать этому должны органы федеральной, региональной и муниципальной власти, социально ориентированные некоммерческие организации и бизнес.

Например, основы здорового образа жизни активно внедряются с помощью корпоративных программ для работников и учащихся. Немаловажна в формировании здорового образа жизни роль гражданского общества и каждого гражданина в отдельности. Такая система должна стать своего рода «сетью», работающей на всех уровнях и охватывающая все сферы жизни человека. Только так можно сформировать устойчивую потребность к ответственному отношению к своему здоровью.

Важную роль в этой системе призваны сыграть центры медицинской профилактики и центры общественного здоровья. В этой связи наша задача — расширять профилактическое направление общественного здоровья, делать его более эффективным, для выявления заболеваний и факторов их риска на самых ранних этапах, и вовремя проводить превентивную терапию.

Безусловно, правильно работающая система общественного здоровья, помогающая улучшать качество жизни, а также предотвращающая заболевания, является основой прогрессивной экономики, где ключевую роль играет человеческий капитал.

Источник: Официальный журнал Российского инвестиционного форума


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
16 апреля 2021
COVID-19 в России и в мире. Информационный дайджест 02.04.2021 – 08.04.2021

Информационный дайджест, подготовленный Департаментом аудита здравоохранения и спорта Счетной палаты Российской Федерации, посвящен ситуации с COVID-19 в России и в мире. В выпуске представлены ключевые новости за период со 2 по 8 апреля 2021 года.

Исследования
18 сентября 2019
Исследование развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира

Эксперты Boston Consulting Group провели исследование для определения сильных сторон и направлений для совершенствования городской среды Москвы на основе сравнительного анализа с одиннадцатью мегаполисами c разных континентов.


Исследования
30 июля 2018
Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения

Исследование Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации посвящено изучению миграционных процессов, характерных для современной России, их характеристике, причинам и регулированию.


Статьи
4 декабря 2020
Глобальное исследование уверенности в работе

Новое исследование Ipsos, проведенное для Всемирного экономического форума с участием более 12 000 работающего взрослого населения из 27 стран, показало, что 54% из них выражают обеспокоенность по поводу возможной потери работы в ближайшие 12 месяцев.