Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022: «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития»
Автор: Панфилова Анна Олеговна
кандидат социологических наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета
Одним из наиболее выраженным и знаковых процессов современности продолжает оставаться урбанизация. Качественное развитие городов и городской среды есть те стратегические задачи, без реализации которых практически невозможно полноценное функционирование и развитие социума и его экономики.
Традиционно в оценке места и роли городов в жизни общества и государства, в первую очередь, выделяется экономическая составляющая. Города и их территории интересны прежде всего своим хозяйственным укладом, состоянием инфраструктуры, их возможностями и рисками. Инвестиционная привлекательность, общий экономический потенциал, городская инфраструктура и ее объекты имеют ключевое значение и тогда, когда заходит речь и о собственно городском развитии.
Тем не менее, развернувшееся в ходе сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» обсуждение носило явно более широкий характер. Участники в своих репликах затрагивали значительно более широкий проблемно-проектный формат темы, и это важный прогрессивный момент в диалоге сессии. Имея за плечами многолетний опыт советского градостроения и градоразвития, а также знания, накопленные за период постсоветской трансформации, совершенно необходимо вырабатывать и не только на уровне интересных мастер-планов и внедрять более комплексный и более структурированный подход к городскому развитию. Причем речь идет не только о точках роста урбанизированных территорий, но те же принципы должны применяться и к региону, и к территории, в целом.
Так, вопросом развития, не менее важным, чем экономический, является городская среда. Государство также выносит его на современную стратегическую повестку, сформулировав ряд федеральных (и иных) программ, национальных проектов, нацеленных на его реализацию. С их помощью начато решение задач городского благоустройства, формирования комфортной, безопасной и доступной городской среды, развития общественных пространств, привлечение туристического потока и др.
Развитие тот обоюдный приоритетный принцип для всех вовлеченных и заинтересованных субъектов бизнеса, граждан, власти. Это есть задача синергетического уровня взаимодействия. Соответственно, на первый план выступают вопросы согласованности действий администрации различных уровней и бизнес-кругов, гражданского общества и иных территориальных институтов, их способности к открытому социальному диалогу, реальной нацеленности на результат, а не просто декларативных практик.
Один из главных и давних проблемных «дальневосточных» моментов отток молодых специалистов. Развитие городов напрямую зависит от того, удастся ли удержать молодежь от отъезда в центральные регионы и за рубеж, связать в молодежном сознании возможности личностного и профессионального развития с дальневосточными территориями. Это без преувеличения стратегическая государственная задача, которая требует усилий не только политических институтов, но иных общественных субъектов гражданских, коммерческих, медийных это подчеркивается регулярно, на всех крупных событийных площадках (ПМЭФ, ВЭФ), где возникает дискуссия по дальневосточной проблематике.
В его решении необходимо задействовать все возможные инструменты, в том числе и возможности города в плане его привлекательности. Ведь город это не «просто» пространство жизни. Оно может и должно быть насыщено различными и, главное, важными положительными смыслами для жителей. Если мы говорим о молодежи и их приоритетах, то это такие компоненты, как современность, эргономичность, определенный стиль и имидж, мода, в конце концов. То, к чему приоритетно восприимчиво целевое сообщество может и должно быть использовано в работе с ним. Да, и сами города, и их внутренние локации могут иметь «модные» и стилевые оттенки в восприятии, могут и должны соотноситься с актуальными ценностями и приоритетами жителей.
Соответственно, от того, насколько городские общественные пространства будут «актуальны» и привлекательны, комфортны, пригодны к долгосрочному их использованию самыми различными категориями жителей и молодых, и активных, и пожилых, и маломобильных, и детей, и мам с колясками, и пешеходов, и «самокатчиков» и т.д. Это значит и это один из центральных пунктов современного разговора о городском развитии, об урбанистике с «человеческим» лицом что необходимо спрашивать людей самых простых, обычных, рядовых горожан, обывателей, если угодно а каким они видят свой город, в каком направлении(ях) он должен развиваться, что является главным, а что вторичным? Принцип «равного права» на город, его «здоровая» цифровизация понятная и доступная жителям, «умные» технологии и удовлетворенность ими, общая «дружелюбность» среды как к горожанам, так и приезжим это то, что в совокупности своей образует и формирует качество и качественность среды города независимо от его географии.
Обобщающий тезис по дискуссии относительно городского развития обычно сводится к следующему (наша площадка не исключение). Качественные изменения среды стимулируют качественные улучшения в жизнедеятельности людей образе и стиле жизни, мотивах и мотивации, желании жить и работать, развиваясь и осваивая иные цели и задачи, которыми наполняется жизнь (труд, отдых, рождение и воспитание детей, самореализация). В конечном счете, «простое человеческое счастье» складывается из повседневного благополучия стабильности и понятности происходящего, предсказуемости недалекого будущего, ощущения комфортности и безопасности жизни. Это те качественные параметры, которые может и должен давать город.
Рекомендации, которые стоит адресовать властным институтам, можно сформулировать так. Во-первых, в контексте сложившихся дальневосточных вызовов будь то пандемия, миграция, депопуляция важнее всего вкладывать силы в развитие человеческого капитала. И это главное в стратегии реализации всех мастер-планов. Своего рода девиз «Даешь мастер-план с человеческим лицом!» Ведь экономика не исчерпывается только лишь прагматичными интересами бизнеса и рентабельностью инвестиций. Люди, жители, их чаяния и страхи то, с чем нужно и важно работать в контексте развития человеческого капитала даже самого небольшого поселения. Поэтому это должны быть общие и постоянные усилия по планомерному улучшению условий жизни, безопасности и здоровья, повышению качества его среды «функциональному разнообразию» открытых публичных пространств, улиц, дорог, перекрестков, комфортному перемещению и т.д.[1] Акцент усилий на социальную, средовую составляющую ключевая компонента работы по развитию. Та же молодежь охотно идет на контакт, она общительна, открыта новому, не боится вопросов и проблемного разговора, дружит с «цифрой».
Далее развитие среды просто с неизбежностью должно сочетаться с продвижением привлекательности местной специфики, усилением знаковых визуальных точек города. Это то, что имеет важнейшее значение для туризма, ведь туристы едут туда, где есть разнообразие и «непохожесть» есть интересное локальное на фоне привычного глобального.
По данным исследования, проведенного в 2022 г. на площадке ДВФУ, возможности предпринимательского стартапа и бизнес-развития самое важное, что хотят «ощутить» студенты и молодые специалисты. На наш взгляд, было бы очень правильно попытаться связать эти возможности с конкретным местом с «моим городом, который дает мне их». Молодежное предпринимательство тот феномен экономического и как ни парадоксально, психологического порядка, внимание к которому также стоит усилить, продумать варианты более выгодных, открытых возможностей представителям различных профессий. Огромная роль, конечно, здесь принадлежит университетам, которым необходимо продумать более специализированную и функциональную трансляцию соответствующих проектных, правовых, экономических знаний, а также развивать партнерство с предпринимательским сообществом. Запрос студентов на это самый выраженный.
В целом же, общий, собирательный вектор диалога по теме «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» хорошо выражен в следующем тезисе. «Сегодня, в беспрецедентную эпоху стремительной урбанизации, и с учетом контекста Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения и других международных рамочных программ и договоров в области развития, мы достигли понимания того, что города, скорее будут служить источником для решения проблем, с которыми столкнулся современный мир, чем их причиной. Если процесс урбанизации будет разумно спланирован и эффективно организован, то он сможет стать значимым инструментом для достижения устойчивого развития как в развитых, так и в развивающихся странах» [2]. На наш взгляд, это знаково для современной урбанистики и ее игроков, независимо от того, идет ли речь о городских поселениях на определенной территории, либо в виду имеются городское планирование и развитие, в принципе.
1. Стандарт комплексного развития территорий. Методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. Электронный ресурс. Режим доступа: https://xnd1aqf.xnp1ai/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/ (дата обращения: 19.09.2022).
2. Новая программа развития городов. Конференция Организации Объединенных Наций по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III): [вебсайт]. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://unhabitat.ru/publications/newurbanagenda (дата обращения: 18.09.2022).
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.