Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Город будущего на Дальнем Востоке: в нем хочется жить

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Город будущего на Дальнем Востоке: в нем хочется жить
Дата выхода
29.12.2022
Авторы
Панфилова Анна

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022: «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития»

Автор: Панфилова Анна Олеговна

кандидат социологических наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета

Одним из наиболее выраженным и знаковых процессов современности продолжает оставаться урбанизация. Качественное развитие городов и городской среды есть те стратегические задачи, без реализации которых практически невозможно полноценное функционирование и развитие социума и его экономики.

Традиционно в оценке места и роли городов в жизни общества и государства, в первую очередь, выделяется экономическая составляющая. Города и их территории интересны прежде всего своим хозяйственным укладом, состоянием инфраструктуры, их возможностями и рисками. Инвестиционная привлекательность, общий экономический потенциал, городская инфраструктура и ее объекты имеют ключевое значение и тогда, когда заходит речь и о собственно городском развитии.

Тем не менее, развернувшееся в ходе сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» обсуждение носило явно более широкий характер. Участники в своих репликах затрагивали значительно более широкий проблемно-проектный формат темы, и это важный прогрессивный момент в диалоге сессии. Имея за плечами многолетний опыт советского градостроения и градоразвития, а также знания, накопленные за период постсоветской трансформации, совершенно необходимо вырабатывать — и не только на уровне интересных мастер-планов — и внедрять более комплексный и более структурированный подход к городскому развитию. Причем речь идет не только о точках роста урбанизированных территорий, но те же принципы должны применяться и к региону, и к территории, в целом.

Так, вопросом развития, не менее важным, чем экономический, является городская среда. Государство также выносит его на современную стратегическую повестку, сформулировав ряд федеральных (и иных) программ, национальных проектов, нацеленных на его реализацию. С их помощью начато решение задач городского благоустройства, формирования комфортной, безопасной и доступной городской среды, развития общественных пространств, привлечение туристического потока и др.

Развитие — тот обоюдный приоритетный принцип для всех вовлеченных и заинтересованных субъектов — бизнеса, граждан, власти. Это есть задача синергетического уровня взаимодействия. Соответственно, на первый план выступают вопросы согласованности действий администрации различных уровней и бизнес-кругов, гражданского общества и иных территориальных институтов, их способности к открытому социальному диалогу, реальной нацеленности на результат, а не просто декларативных практик.

Один из главных и давних проблемных «дальневосточных» моментов — отток молодых специалистов. Развитие городов напрямую зависит от того, удастся ли удержать молодежь от отъезда в центральные регионы и за рубеж, связать в молодежном сознании возможности личностного и профессионального развития с дальневосточными территориями. Это без преувеличения стратегическая государственная задача, которая требует усилий не только политических институтов, но иных общественных субъектов — гражданских, коммерческих, медийных — это подчеркивается регулярно, на всех крупных событийных площадках (ПМЭФ, ВЭФ), где возникает дискуссия по дальневосточной проблематике.

В его решении необходимо задействовать все возможные инструменты, в том числе — и возможности города в плане его привлекательности. Ведь город — это не «просто» пространство жизни. Оно может и должно быть насыщено различными и, главное, важными положительными смыслами для жителей. Если мы говорим о молодежи и их приоритетах, то это такие компоненты, как современность, эргономичность, определенный стиль и имидж, мода, в конце концов. То, к чему приоритетно восприимчиво целевое сообщество может и должно быть использовано в работе с ним. Да, и сами города, и их внутренние локации могут иметь «модные» и стилевые оттенки в восприятии, могут и должны соотноситься с актуальными ценностями и приоритетами жителей.

Соответственно, от того, насколько городские общественные пространства будут «актуальны» и привлекательны, комфортны, пригодны к долгосрочному их использованию самыми различными категориями жителей — и молодых, и активных, и пожилых, и маломобильных, и детей, и мам с колясками, и пешеходов, и «самокатчиков» и т.д. Это значит — и это один из центральных пунктов современного разговора о городском развитии, об урбанистике с «человеческим» лицом — что необходимо спрашивать людей — самых простых, обычных, рядовых горожан, обывателей, если угодно — а каким они видят свой город, в каком направлении(ях) он должен развиваться, что является главным, а что — вторичным? Принцип «равного права» на город, его «здоровая» цифровизация — понятная и доступная жителям, «умные» технологии и удовлетворенность ими, общая «дружелюбность» среды как к горожанам, так и приезжим — это то, что в совокупности своей образует и формирует качество и качественность среды города независимо от его географии.

Обобщающий тезис по дискуссии относительно городского развития обычно сводится к следующему (наша площадка не исключение). Качественные изменения среды стимулируют качественные улучшения в жизнедеятельности людей — образе и стиле жизни, мотивах и мотивации, желании жить и работать, развиваясь и осваивая иные цели и задачи, которыми наполняется жизнь (труд, отдых, рождение и воспитание детей, самореализация). В конечном счете, «простое человеческое счастье» складывается из повседневного благополучия — стабильности и понятности происходящего, предсказуемости недалекого будущего, ощущения комфортности и безопасности жизни. Это те качественные параметры, которые может и должен давать город.

Рекомендации, которые стоит адресовать властным институтам, можно сформулировать так. Во-первых, в контексте сложившихся дальневосточных вызовов — будь то пандемия, миграция, депопуляция — важнее всего вкладывать силы в развитие человеческого капитала. И это главное в стратегии реализации всех мастер-планов. Своего рода девиз — «Даешь мастер-план с человеческим лицом!» Ведь экономика не исчерпывается только лишь прагматичными интересами бизнеса и рентабельностью инвестиций. Люди, жители, их чаяния и страхи — то, с чем нужно и важно работать в контексте развития человеческого капитала даже самого небольшого поселения. Поэтому это должны быть общие и постоянные усилия по планомерному улучшению условий жизни, безопасности и здоровья, повышению качества его среды — «функциональному разнообразию» открытых публичных пространств, улиц, дорог, перекрестков, комфортному перемещению и т.д.[1] Акцент усилий на социальную, средовую составляющую — ключевая компонента работы по развитию. Та же молодежь охотно идет на контакт, она общительна, открыта новому, не боится вопросов и проблемного разговора, дружит с «цифрой».

Далее — развитие среды просто с неизбежностью должно сочетаться с продвижением привлекательности местной специфики, усилением знаковых визуальных точек города. Это то, что имеет важнейшее значение для туризма, ведь туристы едут туда, где есть разнообразие и «непохожесть» — есть интересное локальное на фоне привычного глобального.

По данным исследования, проведенного в 2022 г. на площадке ДВФУ, возможности предпринимательского стартапа и бизнес-развития — самое важное, что хотят «ощутить» студенты и молодые специалисты. На наш взгляд, было бы очень правильно попытаться связать эти возможности с конкретным местом — с «моим городом, который дает мне их». Молодежное предпринимательство — тот феномен экономического и как ни парадоксально, психологического порядка, внимание к которому также стоит усилить, продумать варианты более выгодных, открытых возможностей представителям различных профессий. Огромная роль, конечно, здесь принадлежит университетам, которым необходимо продумать более специализированную и функциональную трансляцию соответствующих — проектных, правовых, экономических — знаний, а также развивать партнерство с предпринимательским сообществом. Запрос студентов на это самый выраженный.

В целом же, общий, собирательный вектор диалога по теме «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» хорошо выражен в следующем тезисе. «Сегодня, в беспрецедентную эпоху стремительной урбанизации, и с учетом контекста Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения и других международных рамочных программ и договоров в области развития, мы достигли понимания того, что города, скорее будут служить источником для решения проблем, с которыми столкнулся современный мир, чем их причиной. Если процесс урбанизации будет разумно спланирован и эффективно организован, то он сможет стать значимым инструментом для достижения устойчивого развития как в развитых, так и в развивающихся странах» [2]. На наш взгляд, это знаково для современной урбанистики и ее игроков, независимо от того, идет ли речь о городских поселениях на определенной территории, либо в виду имеются городское планирование и развитие, в принципе.

1. Стандарт комплексного развития территорий. Методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://xn—d1aqf.xn—p1ai/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/ (дата обращения: 19.09.2022).
2. Новая программа развития городов. Конференция Организации Объединенных Наций по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III): [вебсайт]. — Электронный ресурс. — Режим доступа: URL: http://unhabitat.ru/publications/newurbanagenda (дата обращения: 18.09.2022).

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Социальные грани будущего

Социальный комплекс является фундаментом социально-политической, и, опосредованно, финансово-экономической системы государства. Стратегии экономического роста ставят своей целью повышение качества жизни населения и их эффективность определяется позитивными изменениями в жизни граждан. Сохранение достигнутых результатов и проектирование нового социально ориентированного будущего обеспечивает условия для устойчивого экономического развития.

Исследования
29 января 2020
Доклад о человеческом развитии – 2016

В исследовании, подготовленном авторским коллективом Программы развития ООН, рассматриваются вопросы развития человеческого потенциала сейчас и в будущем, как на региональном, так и на глобальном уровне.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
Климатическая стратегия России в современных условиях

Несмотря на неблагоприятную политическую обстановку необходимо придерживаться ESG-повестки, планомерно и поступательно идти по пути устойчивого развития. Основные факторы успеха на этом пути: актуализированная система нормативно-правового регулирования, современные общественно-экономические формы взаимодействия в реализации концепции, разработка цифровых инструментов мониторинга и расчета.

Экспертное мнение
5 октября 2021
Место России на рынке «зеленого» финансирования

В экспертном заключении дается обзор развития «зеленых» финансов в мире и анализируются предпосылки для его взрывного роста. На основе проведенного сравнительного анализа с зарубежными странами выявляются ключевые вопросы, которые необходимо решить для задействования потенциала «зеленого» финансирования в России с целью повышения уровня экологичности экономики и достижения целей устойчивого развития, закрепленных в международных соглашениях.