Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Развитие возможностей трудоустройства высококвалифицированных иностранных студентов и выпускников в российских организациях как драйвер интернационализации российского высшего образования

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Развитие возможностей трудоустройства высококвалифицированных иностранных студентов и выпускников в российских организациях как драйвер интернационализации российского высшего образования
Дата выхода
27.12.2022
Авторы
Скворцова Екатерина

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Интернационализация российского высшего образования в современных условиях»

Автор: Скворцова Екатерина Александровна,

старший менеджер направления прикладных образовательных проектов Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М.В.Ломоносова

Дискуссия, посвященная международному аспекту российского высшего образования и науки, видится крайне актуальной. В течение последних лет численность иностранных студентов в российских университетах существенно увеличилась: по данным Министерства высшего образования и науки России общее количество иностранных студентов, получающих высшее образование в России, выросло за последние три года более чем на 26 тысяч человек — с 298 тыс. в 2019 г. до 324 тыс. в 2021 г., что эквивалентно более чем 8% от общей численности студентов. В соответствии с целевыми показателями национального проекта «Образование», в 2024 г. численность иностранных студентов должна составить 425 тыс. человек.

В рамках сессии было отмечено, что несмотря на начало специальной операции и связанные с этим действия недружественных стран, сфера высшего образования остается одной из практически не затронутых ограничениями областей сотрудничества других стран и Российской Федерации. Безусловно важным фактором, который позволяет российскому образованию оставаться привлекательным для иностранных студентов, является объективно высокий уровень его развития при невысокой стоимости обучения. В течение последних лет существенные усилия были вложены в развитие организаций по работе с иностранными студентами, расположенные на территории России, а также в развитие процессов привлечения иностранных абитуриентов и содействия комфортному пребыванию и обучению иностранных студентов в России.

Согласно позиции экспертов, риски, связанные с прекращением сотрудничества в области образования и международных студенческих программ с дружественными и нейтральными странами практически отсутствуют. Сфера науки и образования должна развиваться независимо от политической ситуации.

Возможности получения образования в зарубежном вузе позволяют не только получить международный опыт и знания, умения и навыки, но и являются основой важного аспекта равенства прав на качественное образование: запрет на образовательную миграцию в определенные страны или вузы обозначает существенное ограничение граждан в обучении и развитии в интересующих их направлениях. Таким образом, в странах, в которых ценность прав и свобод человека является действительно высокой, существенные ограничения в части сферы образования невозможны. Более того, в них должны развиваться собственные программы, курсы для иностранных студентов, а также должны функционировать организации, ориентированные на иностранных студентов и упрощающие процесс поиска университета и программы, поступления, организации переезда, заселения в общежитие и проживания в стране в процессе получения образования.

На текущий момент большая часть иностранных студентов в России — граждане стран СНГ, при этом в последние годы очевидной была тенденция на интернационализацию потока иностранных студентов, в частности, все больше обучающихся приезжают из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Расширение сотрудничества с университетами данного региона видится важным направлением развития и интернационализации российского высшего образования. Отдельно стоит отметить китайские университеты и их растущее влияние на развитие науки и технологий. В течение последних лет лидерство университетов Западной Европы и Северной Америки становится все менее явным из-за форсированного развития системы высшего образования в странах Азии.

В текущих условия существует значительный потенциал развития сотрудничества российских университетов и ведущих университетов Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно важным становится создание в Российской Федерации комфортных условий для проживания и обучения студентов из стран данного региона.

Сотрудничество российских вузов с зарубежными предполагает не только программы студенческого обмена и возможности получения образования российскими гражданами в иностранных вузах, а иностранными гражданами — в российских университетах, но и реализацию комплексных программ обмена компетенциями, стажировок зарубежных преподавателей, ученых, исследователей и экспертов в российских вузах. Крайне важно целостно и системно понимать возможности интернационализации высшего образования и международной деятельности вузов. Если ранее под ней понималась лишь образовательная, то на текущий момент все более значительными становятся другие аспекты — научно-исследовательская деятельность, проекты по разработке и коммерциализации инновационных решений и другие виды взаимодействия, основанные на синергии научно-технологического, инфраструктурного задела и компетенций.

Среди тезисов сессии и важнейших проблем, обсуждаемых в ее рамках, стоит выделить необходимость развития институционального подхода. Иностранные студенты сталкиваются с большим количеством сложностей не только на этапе поступления в университет, но и в процессе обучения — русский язык и культура страны для них часто являются сложными для понимания, что оказывает негативное влияние на эффективность освоения образовательной программы и не способствует последующей успешной интеграции выпускника в экономику. Дополнительный фактор, обуславливающий важность не просто обучения, но и содействия трудоустройству иностранных студентов, связан с текущими дефицитами высококвалифицированных специалистов в Российской Федерации по целому спектру направлений. Существенными являются нехватки, например, в области информационных технологий, радиоэлектронной промышленности, инженерных наук и др. Вовлечение в эти области иностранных студентов после окончания ими российских вузов по соответствующим направлениям может рассматриваться как один из способов преодоления текущих дефицитов компетенций и трудовых ресурсов по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики.

Россия обладает очевидным преимуществом перед большинством западных стран с высоким уровнем интернационализации высшего образования, потому что российская экономика и организации гораздо более открыты для трудоустройства иностранных студентов и выпускников.

Очевидно, что институциональный подход к привлечению и удержанию студентов и молодых высококвалифицированных специалистов, окончивших российские университеты, требует существенного государственного вмешательства и реализации проектов на уровне всей системы высшего образования, а не отдельных вузов. Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить созданию возможностей трудоустройства высококвалифицированных иностранных студентов и выпускников в российских организациях. С учетом объективных демографических тенденций вовлечение молодых специалистов с компетенциями в отдельных предметных областях в российскую экономику является не просто оправданным, но и необходимым.

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 октября 2020
Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения

Аналитический отдел CourseBurg провел количественное исследование и выяснил, какие университеты и MOOC-платформы внесли наибольший вклад в онлайн-образование в нынешней ситуации. В общей сложности было проанализировано 710 курсов от 19 университетов.


Статьи
13 июня 2022
Кадровый резерв

В каких дисциплинах российские школьники и студенты достигают лучших результатов и почему это важно для экономики.

Статьи
17 июня 2020
Переосмысление деятельности: двусторонний подход к открытию и преобразованию вашего бизнеса

Восстановление деловой активности после пандемии COVID-19 — это длительный процесс, который может столкнуться с рядом трудностей и потребует дополнительных усилий со стороны работодателей. Пандемия вынудила компании искать новые способы защиты здоровья сотрудников и показала важность новых технологий для организации рабочего процесса.