Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Национальная юрисдикция: курс на конкурентоспособность правовой системы России

Исследования
12 апреля 2019
Доклад «Национальная юрисдикция: курс на конкурентоспособность правовой системы России», подготовленный Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, включает итоги обсуждений темы национальной юрисдикции в рамках проводимых с 2016 года сессий Ассоциации юристов России на форумах, организуемых Фондом Росконгресс.

Расширение границ правового регулирования, трансграничность публичных и частных интересов, быстро изменяющаяся международная конъюнктура, интенсивное развитие технологий и становление цифрового общества планомерно формируют многофакторную среду глобальной конкуренции правовых систем и национальных юрисдикций. Усиление конкуренции на всех внутренних и мировых рынках ставит перед российской правовой системой и её институтами глобальные и региональные вызовы, типичные для социально-экономических систем современности и сводящиеся к проблеме эффективного управления их качеством и конкурентоспособностью. Как подчёркивают авторы доклада, конкурентоспособность правовой системы зависит от большого количества факторов. Их выявление, определение степени влияния, установление способов их мониторинга и использования с целью улучшения своей конкурентной позиции является одной из стержневых задач разработки и реализации государственной правовой политики. Целью мероприятий в области управления конкурентоспособностью правовой системы России и её юрисдикцией на национальном микроуровне должно являться создание и культивирование отраслей и организаций, которые могут выступать двигателями экономики правовой системы России и предоставлять правовые услуги, конкурентоспособные на внутреннем и международном рынках.

Авторы доклада отмечают институциональный дизайн российской правовой системы, который позволяет не только выстраивать эффективные управленческие связи по линии организации и координации правоотношений и их юридической формализации в соответствии с установленными национальными, европейскими и международными правилами и стандартами, но и мягкими методами формировать индивидуальные и массовые социально-правовые установки и модели поведения. В качестве институциональной основы привлекательности национальной юрисдикции называются устойчивый тип правопонимания, обеспеченный государственный суверенитет и эффективная правовая система, а одним из доминирующих факторов потенциала российской юрисдикции к саморазвитию в условиях высокой мировой конкуренции правовых систем выступают прогрессивные информационно-цифровые технологии и развитая социальная инфраструктура правовой системы России. Институциональная привлекательность национальной юрисдикции разделена авторами доклада на несколько блоков: политический (стабилизация государственного развития, политическая преемственность и системная государственная политика в структурообразующих сферах жизни современного человека и т. д.), экономический (экономическая структура национальной юрисдикции, механизм финансирования правоприменительной системы и т. д.), социокультурный (сбалансированный механизм преодоления коммуникативных барьеров в плоскости национальной юрисдикции России), юридический (слаженный механизм государственной правовой политики).

Внедрение систем управления эффективностью российской правовой системы, по мнению авторов доклада, — амбициозный и масштабный проект, который требует активного участия высшего руководства страны и руководителей высшего и среднего звена институтов правовой системы Российской Федерации, а также серьёзных изменений в системе мотивации юридических кадров и политике использования информационно-цифровых технологий в правоприменительном процессе. В заключение, авторы доклада формулируют рекомендации, касающиеся элементов дорожной карты процессов в управлении конкурентоспособностью российской юрисдикцией. Рекомендации даются по вопросам формирования благоприятных юридических факторов институциональной привлекательности российской юрисдикции, благоприятных условий минимизации рисков судебных ошибок и девиантного поведения судей, благоприятных социокультурных факторов институциональной привлекательности российской юрисдикции и др.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
12 марта 2020
Мониторинг проблем мировой энергетики — 2020: расшифровка новых сигналов

Мировой энергетический совет (МИРЭС) подготовил исследование ключевых проблем и приоритетных задач энергетики в 2020 году, основанное на мнениях ведущих отраслевых экспертов.


Исследования
11 апреля 2018
Белая книга закупок

В современной экономике госзаказ играет стратегическую роль. Время, когда он рассматривался упрощенно, в качестве правил снабжения государственных органов, давно прошло. На первый план вышел системообразующий потенциал госзаказа. Его экономическая суть заключается в трансформации государственного спроса в фактор экономического развития. В современной России в контрактную систему привлекаются средства объемом, равным 31 — 37% ВВП страны. К сожалению, в сфере государственных и регулируемых закупок встречаются элементы неэффективного использования ресурсов. Центр стратегических разработок подготовил «Белую книгу закупок» для того, чтобы предотвращать эти явления и предоставить заинтересованным сторонам информацию о способах эффективной организации закупок.


Исследования
14 февраля 2019
Двенадцать решений для нового образования

В экспертном докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики представлены конкретные решения для усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России.


Статьи
31 октября 2019
Национальные цели развития и пути их достижения

В статье рассмотрены острые экономические проблемы страны и обоснована необходимость ускорения социально-экономического развития; рассмотрены пути достижения национальных целей развития и показано, что национальные проекты являются важным, но далеко не единственным механизмом их достижения. Определена настоятельная потребность в формировании полноценной комплексной стратегии социально-экономического развития страны на перспективный период, с учетом имеющегося опыта разработки стратегических документов на федеральном и региональном уровне. Особое внимание уделено опыту стратегического планирования развития Санкт-Петербурга. Определена необходимость создания стимулов для развития бизнеса и формирования благоприятного инвестиционного климата. Определены методы активизации механизмов реализации национальных и региональных проектов и программ развития, включая конкретные методы достижения целей — проведение постоянного мониторинга их достижения, использование методов регуляторной гильотины, тройной спирали и др.