Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

ГОСЗАКУПКИ. Какой должна быть контрактная система?

Исследования
4 августа 2017

По итогам проведения процедур отбора заказчики заключили в 2016 году около 3,5 млн. государственных контрактов на общую сумму более 5,5 трлн. рублей и с совокупным разнообразием ассортиментного состава около 12 млн. товарных позиций. Грандиозны объемы закупок отдельных юридических лиц. В этом сегменте контрактной системы в 2016 году были разыграны 1,5 миллионов лотов на общую сумму около 26 трлн. рублей.


Контрактная система играет важнейшую системообразующую роль в российском обществе. Свободный и взаимовыгодный экономический договор остается одним из главных институтов рынка. Именно поэтому заказ государства и отдельных видов юридических лиц формирует экосистему, в которой развивается и под которую подстраивается весь российский бизнес.

Закупки стали самостоятельной сферой после введения Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его принятие было первой официальной попыткой системно регулировать сферу, но этот закон ограничивался только этапом размещения госзаказа, то есть был фрагментарным.

Устранить пробелы должен был Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Изначально в этот закон вкладывали верные принципы: ориентир на достижение результата — закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д. Но после четырех лет работы закона можно констатировать: он неэффективен.

Представляется, что, если подход к закупкам не поменять, они будут и дальше развиваться как отдельный инородный рынку элемент, а это уже не просто «не поможет» экономическому развитию страны, но и навредит: объемы неэффективно используемых средств будут ежегодно расти.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
17 мая 2017
Основные направления защиты и развития конкуренции

Одним из ключевых направлений экономической политики государства является защита и развитие конкуренции, так как именно конкуренция обеспечивает эффективность использования ограниченных ресурсов. Что должно быть сделано, чтобы конкуренция в нашей стране способствовала развитию рынков?

Исследования
30 августа 2019
ДФО — долгосрочно финансировать облигациями

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и Фонд Росконгресс представляют исследование об источниках финансирования регионов Дальневосточного федерального округа, подготовленное специально к Восточному экономическому форуму.


Исследования
27 июня 2018
Сектор G2G закупок. Анализ контрактных отношений и результатов работы контрактной системы в сегменте государственных закупок товаров, работ, услуг, поставляемых государственными организациями.

В докладе, подготовленном экспертами Центра стратегических разработок, рассмотрены основные особенности и тренды современного российского сектора G2G закупок.