Одним из ключевых направлений экономической политики государства является защита и развитие конкуренции, так как именно конкуренция обеспечивает эффективность использования ограниченных ресурсов. Что должно быть сделано, чтобы конкуренция в нашей стране способствовала развитию рынков?
В докладе Центра стратегических разработок представлены пять приоритетных направлений политики защиты и развития конкуренции на период до 2035 года: переход к «интеллектуальному» антимонопольному регулированию, развитие конкуренции с использованием результатов интеллектуальной деятельности, модернизация регулирования естественных монополий, развитие конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации государственного имущества на торгах, а также развитие конкуренции на уровне регионов. По каждому направлению выделены основные проблемы, поставлены цели предполагаемого регулирования и возможных реформ, определены заинтересованные участники, дана оценка рискам, которые могут возникнуть при проведении реформ в целях защиты конкуренции.
Обсуждение стратегии развития России на долгосрочную перспективу предполагает по- лучение ответов на вопрос, каким образом в данной стратегии найдет отражение проблематика защиты и развития конкуренции. Ведь в современной экономике трудно в принципе представить себе устойчивое экономическое развитие без конкуренции, тогда как автоматического формирования конкурентного режима функционирования экономики, позволяющего рассчитывать на эффективное использование ограниченных ресурсов, не происходит.
Необходимость обсуждения вопросов защиты и развития конкуренции считаются, с од- ной стороны, почти самоочевидной. С другой стороны, именно эти вопросы оказываются наиболее трудными в обсуждении, не только в силу системности их значения (это не от- дельная отрасль или сфера отношений), но также «микроэкономичности». Последнее означает, что обсуждение данных вопросов вне контекста стимулов участников рынка, регуляторов, а также специфики объектов и прав, по поводу которых происходят обмены, может стать беспредметным.
Представленный текст, не претендуя на окончательность набора дискутируемых вопросов и рекомендаций, содержит видение проблематики защиты и развития конкуренции с учетом реалий складывающейся траектории эволюции российского антитраста, а также взаимодействия его с другими направлениями экономической политики.