Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Экспортные возможности МСП. Начать и преуспеть!

4 сентября 2021
Экспортные возможности МСП. Начать и преуспеть!

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Экспортный потенциал малого бизнеса как на Дальнем Востоке, так и в России в целом еще не раскрыт

«На сегодняшний день из 5,6 млн компаний в секторе МСП всего 55 тыс. являются экспортерами. Это 1%. В развитых странах это 5-10%. Нам есть куда стремиться», — директор по региональному проекту АО «Российский экспортный центр» Наталья Минаева.

«Самое главное, что здесь задерживает людей, — это стабильный доход, заработок, который обеспечивается эффективным бизнесом. А эффективный бизнес — это новые направления сотрудничества, то есть то, где ниши еще не заняты», — заместитель министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко.

«Какой потенциал у нас на Дальнем Востоке? С точки зрения того, где наша молодежь, где наше МСП. Прежде всего, это IT-услуги, это экспорт образования, экспорт туризма. Экспорт туризма как раз является, мне кажется, самым важным потенциалом для развития экономики Дальневосточного региона. И конечно, экспорт креативных индустрий», — руководитель программы MBA Export to Asia Академии управления Дальневосточного федерального университета Татьяна Полтавец.

«Если говорить про объем отправлений, то он растет из года в год. В прошлом году он вырос на 26% в целом по „Почте России“ и составил 2,2 млн отправлений в год. С 1,8 млн он вырос до 2,2 млн, и мы видим и рассчитываем, что такая тенденция будет продолжаться из года в год», — директор по электронной коммерции макрорегиона Дальний Восток АО «Почта России» Денис Бузыкин.

«Франшиза как модель экспорта — тоже начинающийся тренд, и мы видим, что часто успешный бизнес можно масштабировать через продажу франшизы. Это новое достаточно направление с точки зрения экспорта, что еще не используют в полной мере российские компании, но уже начинают это делать», — председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений, автор идеи «Национальный оператор Ecommerce» Максим Черешнев.

ПРОБЛЕМЫ

Условия и тренды меняются очень быстро, российские власти и бизнес не успевают реагировать на перемены

«Что касается экспорта товаров, который между Индонезией и Россией существует, на данный момент времени он упал. Было 3 млрд, сейчас 2,4 млрд. Это исключительно недооцененный потенциал», — советник Посла Республики Индонезия в Российской Федерации по инвестициям Любарто Сартойо.

«Мир меняется. О чем нам сейчас говорят предприниматели? Помогите нам, добавьте меру поддержки, чтобы мы могли компенсировать или авансировать расходы по продвижению в поисковых системах, сделайте компенсацию по расходам в Google. Но знаете, какой основной поисковик для 16-летних? TikTok. Они не ищут в Google, для них это будет архаизмом. И объективно сейчас мы не знаем, какие меры поддержки для них будут релевантны», — директор по региональному проекту АО «Российский экспортный центр» Наталья Минаева.

«Нужно учитывать, что мы все-таки в глобальной конкуренции, и маркетплейсы не дают нам этого забыть. Становится важнее карточка товара, карточка конкретного продукта, чем какой-то локальный бренд, известный, даже очень известный на территории нашей страны», — председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений, автор идеи «Национальный оператор Ecommerce» Максим Черешнев.

«В несырьевом неэнергетическом экспорте учета экспорта услуг, по сути, организованного сейчас пока в России нет. Мы пока не понимаем, как мы можем это посчитать, какой вклад это вносит в социально-экономическое развитие регионов. Соответственно, нам достаточно тяжело это прогнозировать», — заместитель министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко.

РЕШЕНИЯ

Господдержка экспорта стала доступнее

«Малый бизнес приходит, и 80% его запросов связаны с нефинансовыми мерами поддержки. Это поиск партнера — найдите того, кто купит, а дальше не мешайте. Но на самом деле потом выясняется, что там есть масса нюансов, что существует сертификация на других рынках, это долго, дорого, и ни один банк не даст на это деньги. Нужна в этой части господдержка. Сейчас мы с лихвой эту историю покрываем как за счет региональной инфраструктуры, так и за счет федеральных мер поддержки», — директор по региональному проекту АО «Российский экспортный центр» Наталья Минаева.

«Сейчас можно все документы предоставлять в цифровом формате. И это про то же самое, про ускорение процессов. Государственная поддержка старается успеть за теми процессами, которые происходят», — директор по региональному проекту АО «Российский экспортный центр» Наталья Минаева.

«ДВФУ как форпост образования на Дальнем Востоке, конечно, не мог не создать такую уникальную программу, как MBA Export to Asia. Мы запускаем ее в этом году. К нам пришла вся Россия — Калининград, Тольятти, Севастополь, Тула, Тверь», — руководитель программы MBA Export to Asia Академии управления Дальневосточного федерального университета Татьяна Полтавец.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org