Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

«Дальневосточная концессия»: как совершить инфраструктурный прорыв?

3 сентября 2021
«Дальневосточная концессия»: как совершить инфраструктурный прорыв?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Поток инвестиций в регионы Дальнего Востока растет

«На сегодняшний день у нас находится 30 проектов в работе общей стоимостью 250 миллиардов рублей. Из них 12 проектов на 180 миллиардов рублей — это инфраструктура для инвесторов, и 18 проектов, на 66 миллиардов рублей, это социальная сфера», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

«Амурская область сейчас действительно испытывает по-настоящему активный инвестиционный бум. Во всех сферах более 20 миллиардов долларов в инвестпроекты сейчас вкладывается, и эти проекты реализуются. Конечно, здесь нам важно, чтобы за таким активным инвестиционным развитием успевала развиваться инфраструктура. И инженерная, но в первую очередь социальная», — директор Агентства по привлечению инвестиций Амурской области Павел Пузанов.

«На сегодняшний день мы традиционно фокусировались в четырех различных областях: аэропорты, порты, платные дороги и логистика. Могу сказать, что за последний год мы к этим традиционным областям добавили еще три области. Это мусоропереработка, социальная инфраструктура и метростроение. В принципе, мы существенно расширили объемы, так сказать, объемы своих инвестиций и сферу их применения. Что касается региона Дальнего Востока, то на сегодняшний день мы видим это как один из приоритетных регионов для собственных инвестирований», — генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Панкратов.

«Дальневосточная концессия» открывает новые возможности для развития

«Задача «Дальневосточной концессии» в том, чтобы инвестор включался в процесс и создавал инфраструктуру, скажем так, своими силами. Но, насколько я понимаю, в итоге все равно затраты инвестора будут возмещаться государством. И именно в этом задача и стимул, которые заложены в «Дальневосточную концессию», — управляющий партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП в России и СНГ, Центральной Азии и на Кавказе Squire Patton Boggs Александр Долгов.

«Примерно 25 миллиардов рублей в год Минвостокразвития может направлять на создание инфраструктуры. Проектов много, на сегодняшний день уже более 6000 проектов реализуется, 2 триллиона рублей инвестиций фактически совершено, 4 триллиона рублей еще будет совершено. Проектам нужна инфраструктура. Инфраструктура нужна как для бизнеса, так и социальная», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

«Безусловно, один из основных, наверное, важнейших аспектов „Дальневосточной концессии“ — это компенсация сметной стоимости объектов на долгосрочном периоде до 100%», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

ПРОБЛЕМЫ

Реализацию многих проектов сдерживает нехватка социальной инфраструктуры

«Социальная инфраструктура для Дальнего Востока — это ключевой момент. Если мы видим отток населения, то что будет мотивировать население к тому, чтобы оно оставалось здесь? Ему нужна правильная социальная инфраструктура — здравоохранение, образование и все с этом связанное», — генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Панкратов.

«Инфраструктура на Дальнем Востоке — это не только крупные инфраструктурные проекты, но и социально-ориентированные проекты, проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И здесь как раз надо отметить, что у разных банков есть разные взгляды на то, какие проекты они финансируют, от какой суммы проект становится им интересным», — управляющий партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП в России и СНГ, Центральной Азии и на Кавказе Squire Patton Boggs Александр Долгов.

«Мы сейчас двигаемся совместно с губернаторами в вопросах, связанных с модернизацией систем теплоснабжения в городах. Вопрос теплоснабжение для Дальнего Востока является особенно актуальным, более актуальным, чем в других частях России», — член правления, первый заместитель генерального директора ПАО «РусГидро» Роман Бердников.

Сроки концессий и условия господдержки не всегда устраивают инвесторов

«Инвестор получает возможность профинансировать инфраструктуру за счет государства, но государство это делает не сразу, оно дает отсрочку. Ну и, соответственно, за эту отсрочку платит сам инвестор. Процентная нагрузка ложится полностью на него. И много сейчас дискуссий вокруг того, какая это процентная нагрузка в конечном итоге будет. Обсуждается срок этой концессии, будет она десять лет или тридцать. Инвестору хочется, чтобы это было десять, чтобы он проценты проводил только десять лет, а властям хочется, чтобы это было тридцать, потому что ему так легче исполнить большее количество проектов», — заместитель председателя — член правления ВЭБ.РФ Юрий Корсун.

«Сейчас мы столкнулись с тем, что существуют механизмы дополнительной поддержки, в том числе со стороны Российской Федерации, инфраструктурных проектов. Так называемые инфраструктурные кредиты, которые раньше в кулуарах назывались инфраструктурной ипотекой. Но там критерии для Дальнего Востока, мне кажется, не подходят. Одним из основных критериев определения суммы такой поддержки является население. Плотность населения на Дальнем Востоке сами знаете какая», — председатель совета директоров ООО «Национальные транспортные концессии» (Группа «ВИС») Дмитрий Прончатов.

РЕШЕНИЯ

Новые инструменты поддержки и привлечения инвесторов

«Мы разработали изменение в Положение о Минвостокразвития, по которому Минвостокразвития может выступать концедентом по всему спектру инфраструктуры, которая указана в Законе „О концессионных соглашениях“. И одновременно известный такой инструмент, который называется „единая субсидия“, был слегка переструктурирован, чтобы по нему можно было фиксировать долгосрочные лимиты в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации. Это нужно для того, чтобы предоставлять средства на обеспечение выплаты по обязательствам по концессионным соглашениям регионального уровня», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

«Уже не секрет, мы в целом любую концессию среднего размера можем сделать вместе с инвестором буквально за час-полтора, применяя инструмент, который называется конструктор концессий у нас. Он позволяет это сделать применительно к конкретному объекту», — вице-президент ПАО «Сбербанк» Михаил Чачин.

«Создали такое сообщество — „Инвестиционный акселератор“, которое администрирует Корпорация по развитию Дальнего Востока. Уже прошло у нас два заседания этого „Инвестиционного акселератора“. Как показывают даже эти два заседания, это достаточно эффективный инструмент по поиску инициатора проекта», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org