КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Российские регионы имеют огромный потенциал для развития туризма
«Уникальный потенциал России заключается как раз-таки в нашей мало нарушенной природе Дальнего Востока», руководитель отдела по развитию зеленой экономики Амурского филиала Всемирного фонда природы Ирина Линдберг.
«Для туризма потенциал богатейший, есть виды туризма, которые практически не требуют инвестиций. Я уже говорил про Аляску: например, алмазные шахты, когда-то заброшенные, приносят колоссальные деньги. Это огромная туристическая отрасль, 2,5 миллиона долларов в год они тратят на продвижение, привлекая миллионы людей. Я уже молчу про северное сияние», генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков.
Молодежь не уезжает, если в регионе развивают креативные отрасли
«Туристическая отрасль очень емкая для малых и средних предприятий и часто становится первым работодателем для молодежи. Это такой однозначный повод для удержания молодежи на местах, и не только в таких крупных городах, как Владивосток, но даже на удаленной территории. Деревни и села, из которых не уезжают ребята, потому что видят, что начинает развиваться туризм, формируются новые интересные продукты, создаются интересные предприятия. Они остаются и водят нестандартные экскурсии, создают новые объекты показа, креативные музеи, начинают производить что-то интересное», заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
«Весь бизнес заявляет о том, что он является корпоративным и социально ответственным, это тренд. Мы собираем молодые социально-значимые инициативы, маленькие фонды, выбираем тех, которым не помогает никто», директор дирекции по управлению персоналом АО «Газпром-Медиа Холдинг» Антонина Приезжева.
«Ставку мы делаем на не сырьевой сектор, а на развитие креативных индустрий. Два года назад у нас открыли первый на Дальнем Востоке IT-парк, и это масштабируется во всех муниципальных образованиях 14 IT-центров появилось в районах республики», министр экономики Республики Саха (Якутия) Майя Данилова.
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточная поддержка местных инициатив на региональном и муниципальном уровнях
«Настал период, когда надо формировать доверительную среду. На муниципальном и региональном уровне отдельные ведомства работают с НКО из-под палки. Они для этих ведомств балласт. И чиновники отталкивают лидеров мнений, то, что могло бы стать ресурсом для развития территории», президент фонда «Энергия участия», координатор Ассоциации молодежных правительств Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Вероника Сипачева.
«Кино один из мощнейших в мире инструментов продвижения территорий. А На Дальнем Востоке много проблем с кино. Лететь съемочной группе на Дальний Восток это очень дорого. И нужны очень серьезные стимулы, чтобы сюда полетели», генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков.
Нехватка объектов инфраструктуры для туристов
«На территории Дальнего Востока туристические объекты могут быть расположены на расстоянии 300-400 километров от базовой точки старта. Но туристу некомфортно, потому что согласно исследованиям, всем международным стандартам, каждые 1,5-2 часа дороги минимум 60, максимум 100 км должно быть что-то, где он может отдохнуть, остановиться. И это в идеале должно быть связано с познанием окружающего пространства, интегрировано в его идею путешествия», заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
«Мы все говорим о больших показателях туристического интереса, который есть к Дальнему Востоку, к Приморью, Сахалину, Камчатке, Якутии. Но если мы удвоим туристический поток, аэропорт встанет. Инфраструктура аэропорта не позволит принять такой объем туристов комфортно, без задержек рейсов, без столпотворений, пересечения потоков», заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
Мало нестандартных идей для продвижения регионов
«Я в России не знаю ни одного кейса, где работали бы над имиджем региона или людей через репутацию региона. Сказали бы: давайте сделаем программу «Мы не самый суровый город в стране», например, или «Мы непьющая деревня», генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков.
«Гастрономия неотъемлемая часть образа Дальнего Востока. Этим мало кто занимается. Это ведь не только про гастротуризм, это еще и про экономику, и многое другое», руководитель проекта «Лаборатория молодёжных стартапов дальневосточной кухни Pacific Russia Food Lab» Татьяна Заречнева.
РЕШЕНИЯ
Привлекать к сотрудничеству не только организации, но и простых людей с их идеями
«Для формирования доверительной среды надо расширять возможности для участия конкретного человека. Чтобы наличие зарегистрированной организации не становилось барьером для участия и поддержки инициативы. Да, с организациями взаимодействовать проще, безопаснее с точки зрения отдачи и эффекта, но мы же должны смотреть на ситуацию со стороны человека. А вот после реализации проекта человек сам решит, нужна ему организация или нет», президент фонда «Энергия участия», координатор Ассоциации молодежных правительств Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Вероника Сипачева.
«Нужно садиться и разговаривать с людьми за одним столом и слушать, что люди говорят. Все сообщества имеют своих представителей, которые готовы разговаривать с властью в первую очередь. Попытки предпринимались много раз, но каких-то ощутимых результатов это не принесло», генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Создавать интересную туристам среду с учетом самобытных особенностей регионов
«Мы должны сформировать комфортный туристический центр города, архитектурно связанное комфортное пространство минимум на трехчасовую прогулку с вкусными остановками на чай, кофе или локальный, местный напиток», заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
«Надо пробовать и маленькие проекты. Одна из НКО учреждений культуры написала грант по открытию мастерской по изготовлению национальных костюмов. Сегодня это лучшая этномастерская, которая есть в Забайкальском крае», министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Применять для удержания людей гранты, которые помогут воплотить мечты всей жизни
«У людей появляется мотивация, чтобы здесь жить, а мы даем творческим людям [возможность] получить средства на воплощение их мечты. Сейчас любой творческий человек, который обладает идеей, может подать заявку, убедить экспертов и получить очень серьезные деньги на реализацию своей мечты. Человек занимается творчеством, которое может быть масштабировано, и при получении определенных ресурсов оно превращается в дело всей жизни», генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org