Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Беспилотные логистические коридоры: Россия строит цифровой мост между Азией и Европой

2 сентября 2021
Беспилотные логистические коридоры: Россия строит цифровой мост между Азией и Европой

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Россия имеет большой потенциал в развитии беспилотного транспорта

«Минтранс России первым среди государственных институтов в мире занялся вплотную этой прорывной темой — беспилотные технологии, причем не только на автодорогах, а на всех видах транспорта. У нас есть ряд проектов по воздушному транспорту — это беспилотники для «Почты России». Есть тема автономного судовождения, и первый проект мы хотим запустить между портами Калининград и Усть-Луга. Есть проекты также в железнодорожном движении, первым, наверное, станет беспилотная «Ласточка», — Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Кирилл Богданов.

«Эта технология должна поддерживаться и развиваться. Оказаться в ситуации, когда мы можем сами на старте наравне с другими начинать проекты, которые продвигают что-то новое и перспективное, — это очень ответственно и очень важно. У нас в государственной транспортной лизинговой компании существует ряд проектов, в которых мы являемся катализатором на начальном этапе развития. Мы обкатываем новые типы самолетов, которые только начинает выпускать наша промышленность, новые типы транспортных средств, которые пока еще только создаются», — генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.

Использование беспилотников выгодно бизнесу, поскольку нивелирует человеческий фактор

«Думаю, что беспилотники органично впишутся в нашу жизнь. Это повлечет достаточно много экономических эффектов. Беспилотник не пьет, не спит, беспилотнику отдыхать не надо, ему не нужно измерять давление перед выездом на трассу. Все это повлечет, как мы считаем, снижение стоимости перевозки как минимум на 15%, а это соответствующим образом повлечет снижение конечной стоимости товара. Беспилотник не нарушает правила дорожного движения, не превышает скорость. Существенно снизится процент ДТП на наших трассах, соответственно, существенно снизится смертность, травматизм, что внесет свой вклад в демографию нашей страны», — Кирилл Богданов, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

«Человеческий фактор — это то, что приносит потери бизнесу. Нарушение правил дорожного движения, вынужденные технологические перерывы — это потери для логистики. И беспилотная технология минимизирует, а в итоге ликвидирует человеческий фактор, который позволит логистике стать быстрее, качественнее, безопаснее и эффективнее», — заместитель генерального директора по логистике АО «Почта России» Сергей Сергушев.

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие нормативной базы для работы беспилотного транспорта

«Эксперименты по запуску роботакси, грузовых перевозок есть и в Китае, и в России, и в Европе. Технология уже отработана неплохо, но это происходит в определенном правовом вакууме. Нормативной базы для проведения таких работ у нас нет, и эти эксперименты отрабатываются на каких-то полигонах, логистических центрах, в лучшем случае на замкнутых территориях», — партнер компании EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ Ольга Архангельская.

«Нам нужна воля, которая будет выражена в стратегических документах, показывающая неизбежность того, что это произойдет. На начальном этапе нам нужно, чтобы государство определило операторов, которые будут на первом этапе этим управлять: операторы системы управления, диспетчеризации беспилотников, первых базовых операторов транспортных средств», — генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.

«Вопрос, кто виноват, если что-то произойдет? Не все так радужно, обязательно будут сбои программные. Кто будет отвечать? Производитель беспилотника? Производитель программного обеспечения для него? Оператор инфраструктуры? Это нормативная база, которая никоим образом не отрегулирована», — генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.

Население не доверяет беспилотникам и опасается потери рабочих мест

«Есть психологический барьер. Я уже ездил в Татарстане на беспилотном такси, когда руль крутится сам, за рулем никого нет. Это напоминает переход человечества от лошадиной тяги к автомобильной. Когда-то в Англии был принят закон о том, что перед каждым автомобилем должен идти человек с фонарем и всех громко предупреждать: сейчас поедет машина без лошадей», — Кирилл Богданов, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

«С точки зрения такси это супермассовая история. Нужно подумать, где ты создашь эти рабочие места, чтобы население принимало это. Одни должны верить в технологию, другие должны понимать, что завтра не станут безработными», — генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский.

«Большой вопрос — как люди к этому относятся? Люди к этому относятся плохо. Профессионалы рынка относятся хорошо, а люди обычные в большинстве своем не верят ни в какую роботизацию. Вопрос государственной пропаганды — это очень большой вопрос», — генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.

РЕШЕНИЯ

Помощь государства в разработке пакета федеральных законов для беспилотников и создании инфраструктуры

«Мы прилагаем массу усилий не только в рамках экспериментально-правового режима, но и в рамках принятия закона о беспилотниках и высокоавтоматизированных транспортных средствах. Оцифровка всех наших федеральных дорог в первую очередь, чтобы они имели цифровую инфраструктуру, средства связи для движения беспилотников», — Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Кирилл Богданов.

«Очень в будущем поможет продвинуться введение цифровых особых правовых режимов, так называемых цифровых песочниц. Это наш выход, мы можем выступить единым фронтом и в режиме экспериментальном попробовать продвинуть те решения, которые в дальнейшем станут законодательными», — генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.

«Очень важно государственное участие в создании стационарной инфраструктуры, которая требуется для того, чтобы беспилотники двигались. И в стимулировании развития передвижной инфраструктуры, той, которая будет стоять непосредственно на автомобиле и будет обеспечивать его движение», — генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.

Помощь людям в освоении беспилотных технологий и популяризация этой сферы среди инвесторов

«Надо преодолеть в себе какой-то психологический барьер, когда вы едете, рядом с вами едет грузовик или даже такси, и на месте водителя никого нет», — Кирилл Богданов, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

«Принцип работы с реальным бизнесом заключается в следующем: работать надо здесь и сейчас, с тем, что уже разработано. Работать надо с задачей прикладной. Есть бизнес-модель оператора флота беспилотников, есть бизнес-модель оператора инфраструктуры. Работать надо над моделями интегрированными, поэтому нужно в проект вовлекать всю цепочку сразу — от логистов до разработчиков», — генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.

«Если государство сейчас готово вкладывать в инфраструктуру, и в стационарную и в передвижную, в будущем все равно нагрузка по тиражированию этого проекта на другие участки должна лечь на бизнес. Невозможно всегда действовать только в тех случаях, когда проект реализуется за счет государства. Мы начинаем вместе с коллегами смотреть, что бизнес мог бы получить от внедрения этой технологии», — генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org"