КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Проекты социального воздействия (SIB) отлаженный механизм для роста импакт-инвестиций на Дальнем Востоке
«SIB сегодня благодаря ВЭБу существуют на российском рынке. Это проекты, где государство покупает уже готовый эффект именно тогда, когда государство по какой-то причине самостоятельно этого эффекта не достигло. Из пяти заключенных сегодня SIB у нас четыре попали в регион Дальнего Востока», заместитель председателя ВЭБ.РФ, член правления Светлана Ячевская.
«Импакт-инвестиции, но, в частности, все-таки SIB это такое будущее предоставления социальных услуг для населения. В SIB может все происходить в категории эффекта, то есть, государство может платить за конкретные баллы, которые наберут в конце обучения ученики», заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.
«Очень хороший механизм по вовлечению инвесторов через SIB, обучение экспертов, которые будут оценивать эффект. Конечно же, это даст стимул к реализации проекта. Мне кажется, что обучение всех этим навыкам оценки эффектов проекта, участие в них, это, конечно же, такое большое направление с точки зрения стимулирования этих проектов», заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» Антон Дроздов.
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие общей терминологии для понятия «импакт-инвестиции»
«Social Impact Bond это проекты, некий финансовый инструмент, где государство является заказчиком ряда изменений, а потом возникает инвестор. Он же может быть исполнителем или не он может быть исполнителем. Но этот эффект должен быть измерим. Нам нужно выработать лексикон, нам нужно договориться о том, что мы называем импактом», президент Благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко.
«Проблема с терминологией импакт-инвестиций заключается в том, что она не относится к чему-то одному. Она относится к целому спектру вопросов, к целому ряду вещей», председатель Traverse Ltd. Си Чи Хун.
«Коллизия названия существует во всем мире, именно поэтому мы, готовя этот инструмент для российской юрисдикции, назвали его иначе. Потому что мы первое время сталкивались с тем, что нас не понимал рынок, и тем более нас не понимала власть, когда мы начинали говорить про бонды», заместитель председателя ВЭБ.РФ, член правления Светлана Ячевская.
Инвесторы боятся вкладывать деньги из-за отсутствия выработанной практики оценки рисков
«Конечно же, мы сталкиваемся с тем, что частные инвесторы все-таки не всегда доверяют государству, поскольку они вкладывают деньги. А вот не известно, вернется ли им эта инвестиция или нет», заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» Антон Дроздов.
«Вопрос риска, конечно, является ключевым препятствием, когда дело доходит до поощрения импакт-инвестиций. Основываясь на опыте Великобритании, Банк развития Японии приготовился использовать свой капитал, чтобы принять на себя первый удар с точки зрения рисков. Это нужно, чтобы он смог стать частью смешанной структуры, которая снижает риски для инвесторов», председатель Traverse Ltd. Си Чи Хун.
РЕШЕНИЯ
Государству необходимо разработать меры поддержки импакт-инвесторов и банков
«Конечно, хотелось бы, чтобы была какая-то поддержка, в том числе и нас, от институтов развития. Она может быть методологическая, может быть финансовая, дополнительно какое-то стимулирование тех, кто будет участвовать. Второе, конечно, это эксперимент, и понятно, что в рамках эксперимента методология отрабатывается, но хотелось бы иметь четкие подходы к расчетам эффектов социальных», заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» Антон Дроздов.
«Не только прямая инвестиционная логика должна работать в таких проектах. Как любые проекты государственно-частного партнерства, они требуют дополнительный рычаг от государства, дополнительного участия, поэтому я хотел бы здесь обозначить нашу готовность и намерение участвовать ресурсами в нашей государственной программе для поддержки в реализации таких проектов на нашей территории», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Четкая постановка целей государством
«Главное, на наш взгляд, правильно определить цели. Это уже роль государства, оно должно определить, что оно хочет в данный момент, и здесь результат успешности этого проекта будет зависеть от того, насколько эта цель правильно определена», заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» Антон Дроздов.
«Это, пожалуй, та область финансов, которая требует наиболее плотного и детального взаимодействия государства и инвестора. Успех проектов социального воздействия во многом зависит от качества планирования, от качества подрядчиков, от четко установленных результатов, от четкости графика, от людей, которые этими проектами будут заниматься», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Рынок должен понимать, что правительство понимает под социальными ценностями, и каковы приоритеты с точки зрения ГЧП и разработки инфраструктурных проектов», председатель Traverse Ltd. Си Чи Хун.
Привлечение государственных и частных банков для расширения импакт-инвестирования
«Мы можем выступать в роли оператора, то есть оценивать эффекты и структурировать площадку. Мы можем использовать SIB и помогать их имитировать. Мы можем участвовать в разработке подходов для определения количественно-качественных показателей, потому что у нас есть эксперты. Можем инициировать проекты, поскольку у нас клиентская база большая, и наши клиенты хотят реализовывать какие-то проекты», заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк» Антон Дроздов.
«Чуть больше 200 проектов импактного инвестирования в мире. Для того, чтобы нам расширить этот спектр возможностей, может быть, стоит помочь инвесторам вкладываться, а для этого нужно думать о финансировании. И здесь встает вопрос о коммерческих банках, о помощи, которую коммерческие банки могут начать оказывать проектам социального воздействия. Наверное, тогда мы получим некую статистику, сможем оценить риски, может быть, меньше начнут инвесторы бояться, и вклады в импактные проекты возрастут», президент Благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org